Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1974

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1974

Сообщение Рус » 08 янв 2009, 19:50

Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. “Наука”

Словарь подготовлен в Отделе этимологии и ономастики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Материалы для словаря собирались коллективом в составе: О.Н. Трубачев, руководитель (праславянская лексика белорусского, польского, кашубско-словинского, верхнелужицкого, нижнелужицкого, полабского языков), Ж.Ж. Варбот (праславянская лексика чешского и словацкого языков), В.А. Меркулова (с 1961 по 1993 г. -праславянская лексика русского, украинского, а с 1972 по 1993 г. и белорусского языков), Л.В. Куркина (праславянская лексика словенского языка, с 1971 г. - также болгарского и македонского языков), И.П. Петлева (праславянская лексика сербохорватского языка), Л.А. Гиндин (с 1961 по 1970 г. - праславянская лексика старославянского, болгарского и македонского языков), Г.Ф. Одинцов (с 1971 по 1989 г. - праславянская лексика старославянского, болгарского и польского языков), Е.С. Павлова (с 1989 по 1993 г. - праславянская лексика старославянского и польского языков), Т.В. Горячева (с 1978 г. - праславянская лексика кашубско-словинского языка, с 1996 г. - также праславянская лексика русского, украинского и белорусского языков), А.А. Калашников (с 1993 г. - праславянская лексика польского, верхнелужицкого, нижнелужицкого и полабского языков), Т.В. Невская (с 1994 по 1995 г. - праславянская лексика русского и белорусского языков). Все названные сотрудники собирали материалы по этимологии славянских слов. Значительные материалы по сербохорватской лексике собрал для словаря югославский славист В. Михайлович (1966-1968 гг.). Болгарский диалектный материал пополнялся также болгарским стажером О. Младеновой (1986-1987 гг.).

Изображение


Формат: pdf
Размеры файлов: от 5 до 26 Mb
Общий размер файлов - 625 Mb

Ссылки на скачивание:

Выпуск №1
Выпуск №2
Выпуск №3
Выпуск №4
Выпуск №5
Выпуск №6
Выпуск №7
Выпуск №8
Выпуск №9
Выпуск №10
Выпуск №11
Выпуск №12
Выпуск №13
Выпуск №14
Выпуск №15
Выпуск №16
Выпуск №17
Выпуск №18
Выпуск №19
Выпуск №20
Выпуск №21
Выпуск №22
Выпуск №23
Выпуск №24
Выпуск №25
Выпуск №26
Выпуск №27
Выпуск №28
Выпуск №29
Выпуск №30

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1974

Сообщение Октябрин » 20 янв 2009, 22:08

М. И. Чернышева

В ПАМЯТЬ О ТРУБАЧЕВЕ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ:
К ГЛУБИНАМ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ». II ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА О. Н. ТРУБАЧЕВА (Алупка — Херсонес — Севастополь 14—21 сентября 2004 г.)1


Конференция памяти академика О. Н. Трубачева неслучайно проводилась в Крыму. С Крымом связывала Олега Николаевича не только любовь к этим местам, не только дружеские связи (например, творческая приязнь к алупкинскому художнику Л. Н. Тимофееву, которому посвящена трубачевская «Indoаriса»2 и «эскиз-реконструкция Южного берега древней Таврики» которого украшает форзац этой книги), но и устойчивый научный интерес к чудом сохранившимся надписям, к древнейшим свидетельствам историков и географов об этой земле и к тем редчайшим реликтовым элементам, которые крымская земля до сих пор в себе таит. Совсем не случайно к статье о создании «Индоарики» он выбирает строки из стихотворения М. Волошина «Дом Поэта», как будто единым сплавом соединяя Крым и свой подмосковный дом в Шереметьеве:
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья, Чтоб в годы лжи, падений и разрух В уединенье выплавить свой дух И выстрадать великое познанье3.

1 Данная статья представляет собой письменный вариант доклада, прочитанного во время выездного заседания конференции в Черноморском филиале МГУ (Севастополь, 17 сентября 2004 г.).
2 Трубачев О. Н. Indoаriса в Северном Причерноморье. М., 1999.
3 Трубачев О. Н. Предыстория одной книги // Вестник Российской академии наук. 2001. Т. 71. № 3. С. 252—256.
4 Топоров В. Н. Предисловие // Трубачев О. Н. Indoаriса в Северном Причерноморье. С. 3.


Именно здесь, в Крыму, Олег Николаевич открывает целый новый языковой континент — об этом давний коллега О. Н. Трубачева и соавтор ряда работ академик В. Н. Топоров пишет так: он обнаруживает язык, «доселе остававшийся неизвестным, но присутствовавший в качестве неопознанных следов в других языках...» — одну из «ранних форм индоарийского языка и, следовательно, соответствующего этноса... До сих пор индоарийский язык в его архаичной форме был известен по текстам, созданным в Индии.. .»4. И хотя «причерноморские» арии давно ушли в историческую Индию и в небытие, крымская земля, как это всегда бывает в языке, в названиях мест, топонимах Северного Причерноморья и Приазовья, хранит следы прежних насельников — тавров, синдов, меотов в иноязычных «упаковках»: греческой, латинской, севернокавказской, тюркской, славянской, — не говоря уже о языковых связях с иранским, доходящим до взаимопроникновения этих двух «ближайшеродственных языков». В. Н. Топоров назвал серию работ Трубачева5, завершившуюся «Индоарикой», «прорывом в новое пространство», «когда из пустоты (как мы видим, мнимой) возникает нечто столь значительное»6.
Еще одним новаторским решением была обоснованная О. Н. Трубачевым гипотеза о существовании Азовско-Черноморской Руси. Пытаясь разгадать загадку названия Русь, О. Н. Трубачев обращается к южной периферии, или окраине, как хранительнице языковой культурной древности и там обнаруживает древних русов — формы *Roka-/*Rauka-, *Roka-ba/*Ruka-ba, *Ruksa-tar-/*Rossa-tar-, *Ruksi и др. с древнеарийскими, древнеиндийскими связями и устанавливаемой семантикой 'белый, светлый', в географическом употреблении 'западный'. Это привело его к выводу, что «норманнская этимология Руси — одна из величайших ошибок науки», и именно Юг (земля полян) был назван Русью раньше, чем Север7. «Ведя наименование Руси из Северного Причерноморья, мы вправе вспомнить, что оттуда же... идут и названия двух других славянских народов — сербов и хорватов, которым для того, чтобы внедриться в славянский мир, предстояло проделать более долгий путь, чем названию Руси славянской, одним из факторов формирования которой было соседство с северным берегом Черного моря. Не будет большим преувеличением признать здесь наличие очага этнообразующих влияний»8.
На нынешней конференции в Крыму обсуждалась как раз та проблематика, что всегда интересовала О. Н.Трубачева. Одно из направлений — вечный интерес к названию Русь. «"Кто верно истолкует название Руси, тот получит ключи к разъяснению ее первоначальной истории", — сказал в свое время знаменитый польский ученый Брюкнер. И он был прав»9.
В докладе А. В. Назаренко содержится углубление и частичный пересмотр «норманнской гипотезы» — докладчик делает вывод о взаимоисключаемости (в лингвистическом и историческом плане) двух ареалов — Юго-Восточной Европы и варяжского присутствия на Севере, которая (т. е. взаимоисключаемость), по словам докладчика, «не находит убедительного объяснения в рамках норманнской гипотезы происхождения Руси».
К. А. Максимович в своем обзоре взглядов О. Н. Трубачева на происхождение этнонима Русь и современного состояния этого вопроса акцентирует внимание на армянском посредстве в передаче этнонима рус, который обнаруживается в сообщении сирийского историка VI века Псевдо-Захарии о народе Hρως в «стране амазонок», т. е. в Северном Причерноморье, что позволяет признать наличие здесь в VI веке этнонима рос.
Доклад И. Г. Добродомова вновь подтверждает языковую и хронологическую разнородность географических названий Северного Причерноморья (вспомним в связи с этим образное выражение В. Н. Топорова об иноязычных «упаковках» крымской лексики) и предостерегает исследователей о сложности работы с этим материалом: «Исследователя топонимии этих мест ожидают ловушки».
Ученик О. Н. Трубачева крымский лингвист А. К. Шапошников среди древнейшей ономастики Крыма обнаруживает наряду с топонимами индоарийского облика значительный корпус греческой ономастики, а также германские реликтовые названия в тавро-готском языке и целый пласт ономастических наименований индоевропейского диалектного облика.

5 Первые публикации на эту тему начинают появляться в середине 70-х годов, см.: Олег Николаевич Трубачев. Научная деятельность. Хронологический указатель трудов / Отв. ред. Г. А. Богатова. М., 2003.
6 Топоров В. Н. Предисловие. С. 4.
7 См.: Международная конференция «Славяно-греческая взаимность в Северном Причерноморье в эпоху св. Кирилла и св. Мефодия» (21—23 мая 1993. Симферополь, Николаевка) // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993.
Т. 52. № 6. С. 89.
8 Трубачев О. Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 1997. С. 235.
9 Цит. по: Трубачев О. Н. INDOARICA в Северном Причерноморье. С. 124.


Еще одно направление деятельности О. Н. Трубачева — изучение этногенеза славян и поиск славянской прародины. «Интерес к этноисторическим судьбам славян отличал автора всегда», — так начал О. Н. Трубачев предисловие, точнее «проблемное авторезюме» к своей книге «Этногенез и культура древнейших славян»10 — итогу многолетней (с 1961 г.!)11 напряженной работы. В этом труде, как и в целом ряде статей и выступлений, О. Н. Трубачев выступил против теории прародины, помещающей славян к северу от Карпат, принимаемой большинством, в защиту старых воззрений, восходящих еще к Нестору, о давних местах проживания славян на Среднем Дунае.
Идеи учителя на нынешней конференции развивает последний ученик О. Н. Трубачева — молодой историк С. В. Назин, который выдвинул гипотезу об обитании славян в Паннонии, а само имя славяне 'ясно говорящие' он осмыслил как самоназвание нероманизованного славянского автохтонного населения Паннонии.
Одной из интереснейших, достойных самого серьезного внимания и дальнейшей разработки представляется неоднократно высказывавшаяся О. Н. Трубачевым мысль о праславянской принадлежности и индоевропейской древности слов духовной сферы, отвергающая распространенное неверие в существование «самой этой высокой, культурной страты дописьменного языка славян (их культурного наддиалекта, интердиалекта)», более того, на основании этого он утверждал, что «христианство гибко переняло культурную религиозную терминологию индоевропейской древности у славянского язычества»: «наиболее "частотные" религиозные слова (термины, понятия) Бог, вера, святой, дух, душа, рай, грех, закон были взяты не из языка Греции, а из собственного языка славян»12. Потаенный интерес к духовной сфере, никогда откровенно не сформулированный, но угадываемый хотя бы через эти этюды13, показывает устремленность О. Н. Трубачева через этимологию к сути, Божественному — именно эту подлинную сущность этимологии почувствовал поэт Юрий Лощиц, написав в своем стихотворении, посвященном 70-летию Олега Николаевича:

От озера Неро
до озера Нево
небо,
небо.

Закину я невод
от озера Неро
до Нерли,
до Неи,
до Нары,
до Нарвы,
до Нево...



10 Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002.
11 Сам автор называет первым исследованием в этом ряду статью «О племенном названии уличи» (Вопросы языкознания.
1961. № 5).
12 Мысль эта неоднократно в том или ином виде высказывалась и последний раз весомо прозвучала в пленарном докладе
на XII Международном съезде славистов — см.: Трубачев О. Н. Славянская филология и сравнительность. От съезда к
съезду // Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. Краков, 1998. Доклады российской делегации
/ Отв. ред. акад. О. Н. Трубачев. М., 1998. С. 9.
13 Еще одним косвенным доказательством глубинного интереса к сфере духовного является то, что, по словам его жены, Г. А. Богатовой, одной из последних книг, которая была рядом с ним в больнице, было исследование В. Н. Топорова о святости.


Закину я невод,
шелковые сети до неба,
до недра,
до дна и до выси,
до самой до сути —
до Божией мысли14.

Созвучен этим идеям О. Н. Трубачева наш доклад «Из истории антропонимической лексики в древнерусском языке», где на материале ряда лексем (особенно ярко это проявляется в слове очи) демонстрируется присутствие в христианско-византийском и — почти независимо от него — в древнерусском сознании представление о связи человека с огнем (теплом) и светом, а через него — со сферой божественного.
К сожалению, нет возможности в полной мере сделать обзор всех выступлений, прозвучавших на конференции, которые так или иначе соотносимы с интересами О. Н. Трубачева: это и новые сведения о древнерусской эпиграфике (доклад Т. В. Рождественской, Санкт-Петербург); это и историко-лингвистический ракурс рассмотрения данных о торговых связях Причерноморья и Древней Руси в связи с заимствованием и бытованием в русском языке метрологического термина аршин — турец. arsin, arsim (в докладе Г. Я. Романовой, Москва); обзор первых археологических открытий в Северном Причерноморье (М. Ю. Досталь, Москва) и освещение данных о Северном Причерноморье в трудах славянских ученых XIX в. (Л. В. Чекурин, Рязань); сообщение о трудных случаях чтения рукописных написаний древнерусских слов (доклад Л. Ю. Астахиной, Москва); гипотеза о новой этимологии слова крест (Т. Л. Миронова, Москва); изыскание о семантике культа таврской богини (Н. Семенов, Феодосия); ознакомление с новыми данными в так называемых «Записках иностранцев», содержащих транслитерированные формы славянских слов — как русских, времен Ивана Грозного, так украинских периода формирования этого языка (доклад А. Л. Хорошкевич, Москва); обзор результата работы, посвященной анализу языка древнеславянского памятника «Закон судный людям», в результате которой ее автор, К. А. Максимович (Москва), выявил древние моравизмы; сообщение В. Ю. Франчук (Киев) о неопубликованных материалах «Этимологического словаря» Потебни; соображения О. В. Прискоки (Киев) о создании нового типа исторического словаря, включающего древнейшие формы славянских слов, сохранившиеся в исторических источниках, и мн.др.
Особо нужно отметить заседание, посвященное воспоминаниям об Олеге Николаевиче (которыми поделилась его вдова, Г. А. Богатова), переписке, дружбе и встречам с ним (Н. И. Семенов, Феодосия; Г. Г. Филатова, Алупка; Т. М. Фадеева, Москва и др.), соображениям, касающимся значимости методологии Трубачева для науковедения (В. К. Щербин, Минск).
Здесь же, в ходе выездного заседания, В. А. Маслова (Москва) прочитала актовую лекцию (по курсу «Праславянский язык») «"Истоки праславянской фонологии": новое учебное пособие для вузов»15. Книга посвящена памяти О. Н. Трубачева16.
* * *
Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» (ЭССЯ), выходящий с 1974 г. и насчитывающий сейчас 30 выпусков (2003 г.). Этот словарь сам

14 Полный текст стихотворения Ю. Лощица воспроизведен на первой странице второго издания «Этногенеза» (М., 2002).
15 Маслова В. А. Истоки праславянской фонологии. Учебное пособие. М., 2004.
16 Мистическим образом заключительные ее строки, по признанию автора, дописывались в те дни, когда Олег Николаевич
был в больнице. Точка в книге совпала с днем его смерти — 9 марта 2002 г.


он чуть ли не в последних написанных им строках оценил так: «Это первый в науке опыт праславянской лексикографии вообще» — таковы ключевые слова, завершающие доклад, написанный, но уже не прочитанный, к XIII Международному съезду славистов в Любляне (Словения, 2003 г.)17.
Доклад представляет собой подведение итогов тридцатилетней работы над словарем, фактически он есть завещание ученого — мы не сразу это поняли. Здесь сконцентрировано столь многое, что доклад можно читать, перечитывать, и все равно каждый раз обнаруживается новое «недочитанное», а потому — недодуманное. Вообще Трубачева нельзя читать, скользя взглядом по поверхности строк и выхватывая нужное (как говорят, «просматривая»), его хорошо читать так, как читают настоящего писателя, неторопливо, со вкусом, вдумываясь в смысл сказанного (написанного) и в то, что стоит за словом, и в само выбранное им слово — ведь за каждым из них — эпохи — и он-то это знает!
Он писал — как специалист — строго, точно. При нем и благодаря ему окончательно сформировалась наука этимология: таковы все его научные труды.
Он писал — как публицист — ярко и страстно — так, как это делает человек, точно знающий свою позицию в нашем меняющемся мире со сдвигающимися мировоззренческими установками — таковы его статьи в газетах, и так выступал он в ненаучной среде, когда этого требовало время. Именно он с помощью сравнительной этнонимии и ономастики остановил некрасивую политическую кампанию своим этюдом о названии Великороссия, сопоставив его с другими обозначениями стран и народов с компонентом Великий, Великая, например, Великая Греция (означавшее в античные времена Сицилию), Великобритания и др., которые «всегда относятся к области вторичной колонизации, а не к метрополии и никакого оценочного величия не подразумевают»18.
Он писал и выступал порой — поэтично и лирично — так было не единожды. Но, может быть, самый яркий случай произошел в сентябре 1995 г. в г. Кошице в Словакии, когда он неожиданно для всех на торжествах по случаю 200-летия слависта П. И. Шафарика вдруг с тоской и болью, почти песенно, заговорил о смерти матери («Этот удар выбил меня из седла»). И все связалось в его докладе: и мать, Елена Васильевна, и княгиня Ольга (во крещении Елена), и он сам, и князь Святослав, тысячу лет назад неудержимо влекомый к Дунаю, и сам Дунай, и прародина славян.
Порой он писал и говорил как учитель (хотя, как известно, учеников у него было мало) и бросил однажды многозначительную фразу: «Опытные преподаватели советуют давать (ученикам.
— М. Ч.) задачи, которые кажутся неразрешимыми»19. Все же он был учителем по преимуществу: у него многое написано пером учителя, тоном мягкого, ненавязчивого, порой обращенного к самому себе поучения, поднимающегося порой до интонаций пророка .
Покидая этот мир, он оставляет своим друзьям-коллегам написанное на больничной койке завещание (официально: доклад к XIII Международному съезду славистов, на который он уже не попал). Он уходит — понимает это21 — а дело, главный труд всей жизни, Словарь, только в середине — на букве «О». Торможение возникло потому, что эта буква, включающая многочисленные префиксальные образования с *o-/*ob-, побудила отступить от первоначально строгих принципов отбора лексики, поскольку строгость, приводящая к обеднению словника, шла в ущерб Словарю. В итоге
— по настоянию О. Н. Трубачева — стали включать в состав праславянской лексики производные,

17 Трубачев О. Н. Опыт ЭССЯ: к 30-летию с начала публикации (1974—2003). М., 2003.
18 Этот пассаж фигурирует в нескольких работах и последний раз упомянут: Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших
славян. Лингвистические исследования. С. 4.
19 Трубачев О. Н. Беседы о методологии научного труда («Трактат о хорошей работе») // Русская словесность. 1993.
№ 1. С. 12.
20 Немного подробнее о влиянии О. Н. Трубачева на молодых людей, окружавших его в зените славы, см.:
Чернышева М. И. Олег Николаевич Трубачев и наше поколение. Из воспоминаний // Вопросы языкознания. 2003.
№ 1. С. 30—36.
21 По телефону из больницы жене: «Как хорошо, что я успел написать доклад до погружения в этот кошмар. Я уже на том берегу».


привело к значительному удлинению пути по завершению труда. — И в этот по-настоящему трагический момент он отчетливо видит, что коллеги дрогнули перед глыбой материала — отсюда-то в докладе-завещании настойчивый призыв к «ломке сознания», слова о необходимости и важности преодоления «элементарного дефицита — человеческого терпения» («множащего естественные отрицательные эмоции»), предостережение об опасности «антиколумбовского комплекса»: «Не доедем... Земли не видать... Не лучше ли остановиться и возвратиться!». И отвечает: «И нет лучшего способа загубить все дело». Продолжает: «Настоящий лексикограф-этимолог не даст собой овладеть пораженчеству, не дрогнет перед жупелом однообразия... И потом — всякое внешнее однообразие обманчиво». «Терпение исследователя вознаграждается, я убеждался на собственном опыте»22. И в качестве «награды за терпение» приводит вскрытое в процессе работы над «прозрачными» (в кавычках) сложениями с отрицанием пе- праславянское *nebas 'негодяй' с полным соответствием лат.
ne-f-as 'грех', «обнаруживающее сразу и этимологическую перспективу, и указанную латинско-славянскую изоглоссу, и изопрагму из сферы древней этики23... Одним словом, и находка, мимо которой поколения исследователей проходили не замечая, и награда»24. Находка — она же — награда.
И дальше в докладе — демонстрация открывающихся языковых пространств, предоставляемых словарем: это и достижение дограмматического уровня25 в этимологическом описании26; это и указание на нескончаемый двусторонний процесс грамматикализации лексического и лексикализации грамматического; и обнаружение в ряде однокоренных слов начала и конца эволюции, «когда синхрония и диахрония оказываются спаяны в такую до сих пор живую ахронию, что нельзя отделаться от удивления»27; и «принципиальный прорыв в древнюю... семантику в самом широком смысле (то есть и лексическую, и культурную) »28, не говоря уже о реконструкции в словаре утраченных лексем разного времени и воссоздании картины изначальной сложности диалектных отношений славянского. Нет смысла пересказывать доклад.
И наконец, формулирует главное: «Этимологический словарь типа ЭССЯ, осуществляя реконструкцию, приводит нас к другому словарному составу... к другой грамматике и другому словообразованию, иными словами — к другому языку»29.
Именно в этом докладе он сказал ключевую фразу как путеводную звезду для лингвистов и лексикографов: «Словарь — критерий науки о языке»30.
* * *
Этимология давала ему ключи ко всему. Она объясняла (в смысловом или типологическом плане) все, вплоть до процессов, происходящих в современном мире. Оттого он чувствовал себя хранителем какой-то особой мудрости, и за этим-то к нему и обращались.
Все сказанное — всего лишь штрихи к портрету ученого, писателя, человека.
Нам еще долго предстоит постигать суть этого феномена — Трубачев.

22 Выделено О. Н. Трубачевым.
23 Похоже, проблемы этики он тоже обдумывал; однажды мимоходом бросил: «Этика у нас находится в... запущенном
состоянии» и подтвердил ставшими знаменитыми словами В. И. Абаева: «Если бы меня сейчас спросили, какая наука
важнее всего в наше время? Языкознание? — Я ответил бы: нет. — Физика? — Нет, не физика. Сейчас для нас важнее всего
этика» (Трубачев О. Н. Беседы о методологии научного труда («Трактат о хорошей работе»). С. 11).
24 Трубачев О. Н. Опыт ЭССЯ: к 30-летию с начала публикации. С. 6—7.
25 Здесь и далее выделено Трубачевым.
26 Это он показывает на примере слова *nodri, когда конечное -i, кажущееся признаком ординарной плюральной формы, в результате реконструкции оказывается корневым и лишь вторично осмыслено как грамматическое множественное число.
27 «Ахрония» иллюстрируется следующим рядомслов от праслав. *noυъ, и.-е. *neSus 'новый', праслав. *nynm, побудительно-междометного *nu, глагольной группы 'качать, кивать, укачивать' — *nukati, *nunati/nynati, лат. nu-о" 'кивать',
противительного*nъ, до праслав. *nyti 'мучить, томиться; громко плакать' (Там же. С. 9).
28 Там же. С. 21.
29 Трубачев О. Н. Опыт ЭССЯ: к 30-летию с начала публикации. С. 9.
30 Там же. С. 7.


источник: Древняя Русь. Вопросы медеевистики. 2005. № 1.

spikart
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 25 дек 2008, 22:06

Re: Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1974

Сообщение spikart » 23 фев 2009, 22:36

Ай да Рус! Спасибо за Трубачёва огромное!!!
И тебе Октябрин мой респект! Выкладывай книги, какие имеешь. :)

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Re: Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1974

Сообщение Рус » 23 фев 2009, 22:38

spikart
Загляни в розыск книг - там есть для тебя немного....

Аватара пользователя
almavit
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 14 фев 2009, 20:10
Страна: Латвия
Пол: Мужской
Откуда: Riga

Re: Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1

Сообщение almavit » 05 сен 2009, 20:59


Аватара пользователя
almavit
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 14 фев 2009, 20:10
Страна: Латвия
Пол: Мужской
Откуда: Riga

Re: Этимологический словарь славянских языков - Трубачёв - 1

Сообщение almavit » 08 сен 2013, 12:52



Вернуться в «Словари»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

cron