"Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Археология, древний мир, что было и как. Артефакты, сооружения, события.
Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

"Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Октябрин » 21 фев 2009, 22:04

Заметки по этимологии слов с корнем *gi- (слова изгой и гайка в русском и других славянских языках)

Муллагалиева А.Г. Заметки по этимологии слов с корнем *gi- (слова изгой и гайка в русском и других славянских языках) / А.Г.Муллагалиева // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 2.- C.87-89.

К одной из интереснейших проблем языкознания, часто вызывающей трудности в исследовании под пером даже самого искусного этимолога, относится изучение происхождения слов, подвергшихся деэтимологизации. Интерес к изучению слов, представляющих загадку с точки зрения этимологии, возрастает все больше и больше, о чем свидетельствует множество ярких исследований [Балалыкина 1993; Откупщиков 2001; Шанский 1978; Этимология 2000 и др.]. Этимологическими вопросами плодотворно занимался и И.А.Бодуэн де Куртенэ. Великий ученый сделал немало оригинальных этимологических открытий и замечаний в своей научной деятельности [Бодуэн де Куртенэ 1963, 1]. Работы И.А.Бодуэна де Куртенэ, посвященные проблемам происхождения как отдельного слова, так и целого гнезда слов, служат стимулом для новых открытий по этимологии слов в научных поисках современного исследователя.

Любопытным является вопрос о происхождении слов с корнем *gi-. Как известно, славянские языки содержат большое количество слов, в основе которых лежит древнейший индоевропейский корень *gi- "жить" [Этимологический 1979]. Так, только в современном русском языке, согласно проведенному нами исследованию, насчитывается 178 лексем с коневым *gi-. К этому следует добавить немалое число устаревших слов с этим корнем, открывающихся на страницах истории славянских языков. В большое гнездо слов с корнем *gi- (живот, жила, жир, жито, иждивение, пажить и др.) входят слова изгой и гайка. Они выделяются как фонетически разошедшиеся с многочисленными словами с огласовкой жи-, а потому больше других обращают на себя внимание со стороны изучения их этимологии.

В славянских языках выделяются три основные глагольные формы, производные от исконного *gi-: *ziti, *gojiti, *gajiti (праславянские). Глагол *ziti, как результат палатализации исходного *gi-, и его производные активно употребляются во всех славянских языках. Например, русские жила, жир, жито, болгарские живот "жизнь", жител, украинские житло "жилье", пожилець "жилец". С двумя другими глаголами оказываются связаны слова изгой и гайка.

Слово изгой произошло от приставочного изгоити "изжить, выжить из рода". Первоначально изгой значило "выжитый из рода, не пользующийся уходом" [Фасмер 1964-1973], затем "человек, оторвавшийся от своего сословия". Это мог быть выкупившийся холоп, разорившийся купец, князь, потерявший княжество [Словарь 1975-2002]. Сейчас словом изгой называют "человека, отвергнутого обществом". В словарях зафиксированы производные от него слова изгоевъ, изгойский и изгойство. Слово изгойство обозначало "положение изгоя" [Словарь 1989-1990] и "сумму, которая вносится при выходе на свободу"

87

[Преображенский 1959].

Приставочное изгоити, в свою очередь, образовано от слова гоити (древнерусское гоити - "живить"), которое восходит к *gojiti. Глагол *gojiti в морфологическом плане является каузативом к глаголу *ziti. Например, болг. гоя "откармливать", чеш. hojiti "лечить раны", поль. goic "лечить, залечивать". Но этимологическое развитие глагола представлено следующим образом: индоевропейское *gi- "жить" →*goio "жизнь" → слав. gojь → gojiti [Этимологический 1979].

В русском языке глагол гоити встречается лишь в диалектах (гоить тоболь. "конопатить здание", вят. "наблюдать чистоту", перм. "угощать"), так же как и существительные гой "уход", гои "раны" (диалект.). Сравните сербохорв. gojъ "мир", чеш. hoj "лекарство". В ряде славянских языков образовались производные слова от глагола *gojiti. Например, от польск. gojiti "залечивать" образовалось gojikъ "растение, залечивающее раны", от сербохорв. гоjити "откармливать" - gojisce "место для откорма домашней скотины" [Этимологический 1979].

Этимологическое родство глаголов жить и гоить, несмотря на их фонетическое расхождение, проявляется в семантическом плане. По данным этимологических и исторических словарей гоить значило "давать жизнь, устроить, приютить" (ср. с жить), угоить, загоить - "заживить" (ср. с зажить), загоиться - "зажить, о ране" [Преображенский 1959], гою значило "воспитываю, откармливаю" (ср. с жить "питаться") и отсюда гоенъ "откормленный" (ср. с жирный "упитанный, откормленный") [Этимологический 1979]. В активном словаре русского языка сохранились два слова с корневым гои-, восходящим к *gi-: изгой и изгойский.

Кроме описанных слов, корень гои- образует слово гой, которое функционирует в форме заздравного клича: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!", где гой еси значит "будь здоров, будь жив!".

Более неясным является возникновение слова гайка. По вопросу происхождения этого слова в этимологических разысканиях нет единого мнения. А.Г.Преображенский объясняет рождение данного слова путем заимствования из немецкого языка haken "крючок" [Преображенский 1959]. М.Фасмер отрицает предложенное этимологом толкование, но сам затрудняется реконструировать слово. Вслед за Фасмером следует признать неверным объяснение Преображенского и согласиться с Горяевым, который возводит лексему гайка к русс. диал. загаять "закрывать, замыкать", древнерусское гаити "огораживать, защищать". Для обоснования данного утверждения приведем некоторые факты. А.Г.Преображенский, объясняя происхождение слова гайка из немецкого haken "крючок", ограничивался лишь одним словом с корнем гай- (гайка как "скрепляющая деталь") и не учитывал материал других славянских языков. Слово гайка означает не только "металлическое кольцо, обод, обруч", "железную пластину с дырой". Украинское гайка - это "замедление, трата времени" от глагола гаiти "медлить" [Фасмер 1964-1973], сербохорватское gajka "шест, служащий знаком запрета пасти скотину в каком-либо месте", чешское диалектное hajka "соломенная веха на шесте, с помощью которой запрещается использовать поле, межу, дорогу" [Этимологический 1979]. Кроме того, в славянских языках есть слово *gajь, которое имеет следующие значения: укр. гай "роща", болг. гай (диал.) "не пригодная для обработки земля между полей", русск. диал. гай "участок в поле, в лесу, на лугу" (перм.), "небольшой островок деревьев, растущих отдельно от основного массива" (курск.) [Этимологический 1979]. Слова с корнем гай-

88

обозначают какое-либо отдельное, обособленное место, имеющее границы, участок (отсюда гайка со значением "детали в виде кольца") или знак запрета для какой-либо деятельности в этом месте. Как видно из приведенных примеров, значения слов с корневым гай- объединены вокруг идеи огораживания, ограничения, запрета, что явно указывает на их связь с глаголом гаити "огораживать, защищать", праславянское *gajiti, родственное *gojiti.

Таким образом, слова изгой и гайка, претерпевшие фонетические изменения, являются этимологически родственными словам с корневым жи- и восходят к индоевропейскому *gi-.

89

Литература

1. Балалыкина Э.А. Приключения слов.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993.- 167 с.
2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Лингвистические заметки и афоризмы // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 1.- С. 33-56.
3. Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.- 480 с.
4. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: Т.1 - М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1959.
5. Словарь древнерусского языка XI-XIV веков: В 10 т. / Гл. ред. А.И.Аванесов.- Т.1-3.- М.: Рус. язык, 1989 - 1990.
6. Словарь русского языка XI - XVII веков.- М.: Наука, 1975-2002.
7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1964 - 1973.
8. Шанский Н.М. В мире слов. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1978.- 319.
9. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н.Трубачева. - М., 1979. - Вып. 6.
10. Этимология 1997 - 1999. - М.: Наука, 2000. - 270 с.

Аватара пользователя
Царь Борей
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 01:37
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Царь Борей » 28 фев 2009, 12:21

-...Первоначально изгой значило "выжитый из рода, не пользующийся уходом" [Фасмер 1964-1973]...
:D

Аватара пользователя
Roma
Администратор
Сообщения: 2184
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 20:23
Город: Москва
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Roma » 28 фев 2009, 13:17

Кроме описанных слов, корень гои- образует слово гой, которое функционирует в форме заздравного клича: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!", где гой еси значит "будь здоров, будь жив!".


А вот смотри как интересно у казаков. Не слушал рассказ характерника?
viewtopic.php?f=54&t=711

Там гой еси - вопрос.
Гой ли ты есть?
И ответ Аз Есмь.
Если ответ иной - руби, не жалей. Традиция, однако, без этимологий :D

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Октябрин » 28 фев 2009, 14:22

Roma писал(а):Там гой еси - вопрос.
Гой ли ты есть?
И ответ Аз Есмь.
Если ответ иной - руби, не жалей.

хочешь сказать, что ответ казака отличается?
ну отличен немного, и что?
всё ж не выдумывается, а из живых говоров берётся.
ну вот такой казацкий вариант, хорошо если он отражает реальную казацкую традицию, т. е. передан из рода в род.
а то ведь и начитаться можно книжек разных и уже не то, не традиция, а из книжек.

Традиция, однако, без этимологий :D

а что такое этимология по твоему?

Аватара пользователя
Roma
Администратор
Сообщения: 2184
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 20:23
Город: Москва
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Roma » 01 мар 2009, 11:14

Этимология - слово нерусское, зачем его применять? :)
Словообразование.
Гой еси - являйся гоем. Или в вопросительном - гой ли ты есмь?
Для желания здравы у нас просто - Здрав будь! К чему смешивать?

Йзгой - потерявщий путь свой, забывший предназначение.
Жи - вовсе здесь не при чем, потому как ГА и ГО совсем не ЖИ :D
Еще неверно, что в латинице пытаются объяснить русские слова. Ставят русский с его современными кастрированным вариантом в 33 буквы в подчинение 26.
К чему бы это??? не задумывался?
Оно конечно, "научным" подходом можно всё объяснить, но когда видно четко, что уши осла торчат нужно ли отрицать очевидное? Потому что так сказали "афтаритеты"?

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Октябрин » 01 мар 2009, 14:15

Roma писал(а):Этимология - слово нерусское, зачем его применять? :)
Словообразование.

Ну и что, что не русское, почему из-за этого его нельзя применять?
Этимология - происхождение значения слова, а не словообразование.
Происхождение выясняется путём сравнения языка различных славянских говоров, как древних, так и новых. Сравнивают древние рукописи, современные языки и говоры, язык народных песен и т. п.

Гой еси - являйся гоем. Или в вопросительном - гой ли ты есмь?
Для желания здравы у нас просто - Здрав будь! К чему смешивать?

Смешения никакого нет. Дело в том, что славян на земле много живёт и у каждого рода, племени по какой-то своей традиции принято говорить так или иначе. Это сейчас, что для жителя Дальнего Востока, что для москвича - язык практически одинаков, одинаковы и приёмы общения. Этому способствуют СМИ, например. Раньше были отличия. На Урале, например здоровались так, а на смоленщине - иначе.


Жи - вовсе здесь не при чем, потому как ГА и ГО совсем не ЖИ :D

очень похоже.
это зависит также от особенностей произношения в разных местах большого славянского племени.

Еще неверно, что в латинице пытаются объяснить русские слова. Ставят русский с его современными кастрированным вариантом в 33 буквы в подчинение 26.
К чему бы это??? не задумывался?

Почему-то все такие раздумья обычно сводятся к таким выводам.
Почему не верно то? Сначала надо бы разобраться для чего это делается, а потом выводы делать о верности или неверности.
26-ю латинскими буквами тут не ограничиваются. Используются диакретические знаки, а также и некоторые русские буквы. Но это лишь для передачи звуков. Есть и другие способы транскрипции.


Оно конечно, "научным" подходом можно всё объяснить, но когда видно четко, что уши осла торчат нужно ли отрицать очевидное? Потому что так сказали "афтаритеты"?

А почему научный подход у тебя в кавычках? что по твоему научный подход?
Ссылки на авторитетов нет. А выводы об очевидности ушей осла - опять же необоснованны, см. выше.

Аватара пользователя
Roma
Администратор
Сообщения: 2184
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 20:23
Город: Москва
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Roma » 02 мар 2009, 12:05

Про науку.
Научный подход сейчас такой. Давай разберем вот это по кусочкам, а потом попробуем понять как оно в целом действует.
Помнишь про 3 слепых мудрецов и слона?
Вот тут такая же картина.
В физике рассматриваются тела независимо от пространства, в этимологии рассматриваются слова отдельно от того, где они живут и отдельно от "носителя" тех слов.
Потому и получается - "ученым" круто самим себе объяснить и связать совсем несвязанное по Сути, а выглядит это для носителя живого языка нелепостью полной.
То есть получается - приходит дядя-иностранец скажем, в деревню. И давай объяснять тем, кто всю свою жизнь выстраивали определенными смыслами, словами что всё ваши слова ваще не те и не оттуда и не то обозначают...
И если его умствования тот чел примет за истину - вся его жизнь выстроенная прекратится.
Так же и наука о образовании слов (в большинстве своем) основана на вычленении сначала слова из жизни, затем разъединении сутей в слове и перемешивании смыслов вплоть до полной противоположности.
Вопрос - кому и каким целям служит та наука???

Но-Га
Га-ть
Тай-Га
Ра-Ду-Га
Га-Й-Ка интересный образ. Суть его скорее собранный Путь, скрученный. Спираль.

Го-й, Го-Вя-Да, Го-Лос, Го-Р-Дость, Го-Род.
Об этих слова добро бы было подумать каждому. Что изначально значат, как звучат, чем в теле и сознании отзываются.

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 942
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Рус » 02 мар 2009, 13:34

Рома, многое верно написано, но всё же не полно.
Но то что написано, можно и ко всему применить другому - вот сейчас делят слова - как ты их поделил - только на основании сердца - как отозвалось? Так учёные тем же самым и занимаются, только потом проверяют не обмануло ли сердце, не напридумывали ли они всякого. Хотя естественно есть и те кто подтасовывает - это везде есть.
А отзывается чо-то в сердце или нет, так это может быть только желание, чтобы отозвалось. Тут различить надо, что истино, а что маскируется. Поэтому важна гармония и сердца и разума, иначе ничего не получится.

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Октябрин » 02 мар 2009, 18:43

Roma писал(а):Про науку.
Научный подход сейчас такой. Давай разберем вот это по кусочкам, а потом попробуем понять как оно в целом действует.

Во-первых, слишком упрощённое понимание. А во-вторых, то, что ты привёл - обычный анализ, когда целое рассматривается как система, сосотоящая из взаимосвязанных частей. Анализ частей, их связей между собой даёт представление о самой системе?
чем плох такой подход?


Помнишь про 3 слепых мудрецов и слона?
Вот тут такая же картина.

В каких-то областях науки такая же картина, в каких-то нет.
А если картина такая, то что ж тут поделать, если больше ничего не известно, кроме показаний этих 3 слепцов.

В физике рассматриваются тела независимо от пространства, в этимологии рассматриваются слова отдельно от того, где они живут и отдельно от "носителя" тех слов.

Окуда такая уверенность? За физику говорить не буду, хотя это скорее всего о физике 19 века. К этимологии это никакого отношения не имеет.
Повторяю, прежде, чем делать ТАКИЕ выводы, необходимо разобраться в том, что оцениваешь.


Так же и наука о образовании слов (в большинстве своем) основана на вычленении сначала слова из жизни, затем разъединении сутей в слове и перемешивании смыслов вплоть до полной противоположности.
Вопрос - кому и каким целям служит та наука???

Последний тезис, основан на неистинных аргументах, т. е. на домыслах.
Следовательно, тезис не истинный и требует доказательств.

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 942
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Рус » 02 мар 2009, 19:26

Во-первых, слишком упрощённое понимание. А во-вторых, то, что ты привёл - обычный анализ, когда целое рассматривается как система, сосотоящая из взаимосвязанных частей. Анализ частей, их связей между собой даёт представление о самой системе?
чем плох такой подход?

Это подход из Вед.

Аватара пользователя
Roma
Администратор
Сообщения: 2184
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 20:23
Город: Москва
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Roma » 03 мар 2009, 00:59

Октябрин писал(а):Во-первых, слишком упрощённое понимание. А во-вторых, то, что ты привёл - обычный анализ, когда целое рассматривается как система, сосотоящая из взаимосвязанных частей. Анализ частей, их связей между собой даёт представление о самой системе?
чем плох такой подход?


Пллох тем, что нарушается целостность, а соотвественно искажается понимание Сути полного. Типа по препарированию трупа пытаться понять что такое человек Живой.
То же самое с Живым словом...


Окуда такая уверенность? За физику говорить не буду, хотя это скорее всего о физике 19 века. К этимологии это никакого отношения не имеет.
Повторяю, прежде, чем делать ТАКИЕ выводы, необходимо разобраться в том, что оцениваешь.


Это очевидно :) Достаточно проаналзировать логику в вышепреведенном отрывке.

Последний тезис, основан на неистинных аргументах, т. е. на домыслах.
Следовательно, тезис не истинный и требует доказательств.


Почему домыслы? Анализ опять же логики составителей и связывателей Гайки, Гоя и Живы.
Почему никто не анализирует ощущений в теле от произносимых слов, Ощущений от образов, с ними связанных?
А это, кстати, совсем к иным результатам приводит.
Беда в отрыве от реальности....

Аватара пользователя
Kovalson
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 03 мар 2008, 21:35
Город: ¯\_(ツ)_/¯
Пол: Мужской

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Kovalson » 03 мар 2009, 01:28


Егор
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 31 май 2009, 02:38

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Егор » 01 авг 2009, 12:25

Roma писал(а):Гой еси - являйся гоем.
Йзгой - потерявщий путь свой, забывший предназначение.

Изгой - значит из Гоев. Как другие многие слова, потерявшие первоначальный смысл.

В украинском есть слово "гоится", обозначает заживление. Когда говорят "гойся" - это как "стань сильнее".
"Ой ты, Гой еси, добрый молодец!"

Егор
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 31 май 2009, 02:38

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение Егор » 01 авг 2009, 12:27

Kovalson писал(а):Очень советую! http://www.anaslav.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=363

Мозги засорять?

Аватара пользователя
almavit
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 14 фев 2009, 20:10
Страна: Латвия
Пол: Мужской
Откуда: Riga

Re: "Ой, ты, гой еси, добрый молодец!"

Сообщение almavit » 03 авг 2009, 10:09

Здравие желаю.
"Ой ты, Гой еси, добрый молодец!"
Кроме этого выражения, есть ещё?
Мне кажется, что слово "Гой" - это оскорбительная кликуха для ненавистных и непокорных Славянских Родов. Кто придумал? "Друзья" Наши, в своей писанине.
Было ли это слово в употреблении у Славян? Может быть.
Раскладывается слово "Гой" очень благозвучно. Гой еси - имеешь ли Путь (Предназначенный путь , Рок , Урок) в Вере и по СоВести.
- - - - -
Поправьте меня, если ,что не так.
Мне эта Тема - Гой, ИзГой очень интересна.
Благодарю.


Вернуться в «Наследие предков»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость