Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Археология, древний мир, что было и как. Артефакты, сооружения, события.
Аватара пользователя
Жар Птица
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 09 фев 2008, 04:26
Пол: Женский

Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Жар Птица » 24 июн 2010, 19:46

В старом фильме(1957г.) "Илья Муромец" есть такое: Микула говорит Илье, исцеленному каликами перехожими : а теперь ба Илья, коня тебе добраго... А возьми-ка, Илья, мово Бурушку... да не смотри што он малЁхонек... Искупай его в ТРЁХ РОСАХ будет тебе Друг - на все времена..."

так что ж такое эта Роса?
********
обращение к Земле:
«Еще раз, моя питомая, прикоснусь к тее головушкой, испрошу у тея благословеньица, благословеньица со прощеньицем: что рвала я твою грудушку сохой острою, расплывчатой, что не катом тея я укатывала...» (Смирнов С. Исповедь земле. С. 282).

Думаю, тут речь о «катанье по житу», купанье на заре, «катанье по росе»

«Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе»,
«Без росы и трава не растет»

Исцеление Михайла Потыки:
«Михайла Потык сын Иванович он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

«Катание по росе» как языческое таинство
(в данном тексте махонькие цифры ссылок - превратились в большие... при вставлении , считайте - технические погрешности :oops: )
«Катание по росе» как языческое таинство
А.Г. Бобров (Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве.
В честь Н.М. Герасимовой. - СПб. - Изд-во "Европейский дом", 2002, с. 45-59.)


1.«Живая земля»: Катание

«Не космос погодой правит —
Народ поохладел к земле.
Вот она, Матушка, и остывает».1

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют глубокие корни.2 Древнерусскому культу Земли, нашедшему отражение в средневековых письменных источниках, посвящены классические работы С.Смирнова 3 и В.Л.Комаровича.4 В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке.5
-----------------------------------------
1 Так «говорили жители вологодских деревень» (Власова И.В. Занятия населения и хозяйственные традиции // Русский Север:Этническая история и народная культура ХП-ХХ века. М., 2001. С. 165)2 Достаточно вспомнить известное многим архаическим традициям поклонение Земле как богине — супруге Неба и какпроизводящему началу Вселенной — Богине-матери (см., например: Рабинович Е.Г. Земля // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991. Т. 1. С. 466-467).
3 Смирнов С. Исповедь земле // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.С. 255-283.
4 Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 84-104 (особенно С. 97-104).
5 Смирнов С. Исповедь земле. С. 281.
45

Исследователями собран также обширный материал об обряде«катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции.6 Безусловно, этот обряд связан не только с аграрной магией,7 но и с более древним культом Земли.8 Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнееи по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди них и «катание по росе» утром в Юрьев день или на Ивана Купалу.9

Безусловно, трудно четко разграничить катание «по земле», «по полю», «по траве», «по житу» и «по росе» — не всегда в источниках прямо говорится, покрыта ли земля (поле, трава, жито) росой.Повсеместно распространенная приуроченность совершения обряда ко времени перед восходом солнца, однако, сама по себе неизбежно превращает в наших широтах катание / кувыркание по земле (полю, траве, житу) именно в катание / купание в росе (особенно в ночь перед праздником Ивана Купалы, 24 июня ст. ст. — 7 июля нов. ст., но также и в Юрьев день).10
----------------------------
6 См.: Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды — катанье и кувырканье по земле // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре.1917-1934. М., 1999. С. 35-48; Абалкина Т.А. I) Концепт движения в обрядовой мифологии славян // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 213-254;2) Катать(ся) // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общейред. П.Н.Толстого. М., 1999. Т. 2. С. 477 480.
7 «Катание по земле основано на представлении о взаимообусловленности репродуктивных свойств человека и земли» (Агипкини Т.А. Катать(ся). С. 477).
8 О доаграрных корнях обряда «катание по земле» свидетельствует противопоставление «укатывания» земли «катом» труду пахаря: «Еще раз, моя питомая, / Прикоснусь к тее головушкой, / Испрошу у тея благословеньица, / Благословсньица со прощеньицем: / Что рвала я твою грудушку / Сохой острою, расплывчатой, / Что не катом тея я укатывала...» (Смирнов С. Исповедь земле. С. 282).
9 Агипкини Т.А. Катать(ся). С.477-480; Баранова О.Г. Катание / кувыркание поземле // Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С. 229-231.
10 Так, например, в Полесье «качалися на Юрья по житу. Ранэнько, до сходу солнца» (Агапкипа Т.А. Катать(ся). С. 479), а в Северном Белозерье считалось, что вИванов день «у коо спина болит, по траве надо поваляться» (Минюхина Е.А. Ивановдень // Минюхина И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б.. Смольников С.П., Минюхина Е.А. Духовная культура Северного Белозерья: Этнодиалектиый словарь. М., 1997. С. 147 (д. Сидорове)). Хотя роса в данных текстах не упоминается, у нас есть серьезные основания думать, что речь идет именно о росистой траве (подробнее см. ниже). Кроме того, зачастую в источниках говорится только о «собирании росы», что также может быть порой связано с катанием по ней.
46

2. «Живая вода»: Роса

«Божья роса Божью землю кропит»11
2.1. Магические свойства росы

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год., Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.12 Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы итрава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как «чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею),15 да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню в райском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки; «слизывает» солнце и т. д.).16
----------------------------
11 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М„ 1880.
12 Виноградова Л.Н. Вода // Славянские древности. М., 1995. Т. 1. С. 387.
13 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., М., 1882. Т. 4. С. 104.
14 Словарь русских народных говоров. СПб., 2001. Вып. 35. С. 181.
15 См.: Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорныхтекстов восточных и западных славян. М., 1997. С. 341, 350; а также, например, в северодвинском заговорном тексте: «...подпояшуся я, раб Божи имярек, поясом,Умываюся росою, утираюся зарею» (Бобрик А.Г.. Финченко А.Е. Рукописный Отпускв пастушеской обрядности Русского Севера (Конец XVIII - начало XX в.) // Русский Север; Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986. с. 136).
16 Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов...С.434.

47
Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась,очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок.17 Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».18


2.2. «Юрьевская» роса

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"».19«Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе»; «Будь здоров, как Юрьева роса!»20

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев».21 Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».22
-------------------------------------
17 О «живой» и «мертвой» воде см., например: Пропп В.Я. Исторические корни
волшебной сказки / Отв. ред. В.И.Еремина, 11.М.Герасимова. Л., 1986. С. 197-199.
18 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Петрозаводск, 1989. Т. I: Былины. С. 341-342.
19 Агапкина Т.А. Мифопоэтичсские основы славянского народного календаря.Весенне-летний цикл. М., 2002. С. 418.
20Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 669.
21 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С.396,403.
22 Там же. С. 390, 392.
48

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе».23 В Белоруссии рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты».24 Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар.25 В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии:«На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю».26 По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».27

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи специально собранной росы встречается в верованиях, приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».28
---------------------------------
23 «Качаюцца у росе, каб жито было велико и жалося добра» (Там же. С. 416).
24 Там же. С. 418. Ср. выражение «Слова о полку Игореве»: «...Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб.,1995. Т. 1.С. 14).
25 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.С. 401-402.
26 Добровольский В.И. Смоленский этнографический сборник // Записки ИРГОпо отделению этнографии. СПб., 1903. Т. 27. Ч. 4. С. 215 (цит. по: Соколова В.К.Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — началоXX в. М., 1979. С. 171).
27 Там же.
28 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С.393
49

2.3. «Ивановская» роса

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники».29 Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно. Так, например, повсюду в русской народной традиции сохранился обычай купаться под Иванов день, причем канун праздника (день церковной памяти преп. Аграфены «Купальницы», 23 июня ст. ст. — 6 июля нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купаться; считалось, что до этого дня вода еще холодная. Иногда купание заменялось обливанием, но для северно-русских районов, наряду с купанием, обязательным было мытье в бане,30 для чего готовились специальные веники, «в которые вставляли разные цветы и травы, особенно Иван-да-Марью».31

Как известно, участники восточнославянского купальского обряда, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясь не разнимать руки,32 и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу»,33 «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росуи ею мыться, чтобы «парни гонялись»).34 В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собирают росу (курсив мой. — А. Б.), купаются вместе с лошадьми».35
---------------------------------
29 Соколова В.К. Календарные праздники и обряды // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 391. По мнению А.И.Соболевского, «Северная Русь уже, можно сказать, утратила Купала» (Соболевский А.И. 1. Купало // СОРЯС. СПб., 1910. Т. 8. № 3. С. 259).
30 Соколова В.К Весенне-летние календарные обряды... С. 244-245.
31 Там же. С. 245. По свидетельству И.П.Сахарова, «тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье» (Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. СПб., 1997. С. 304).Интересно, что эти веники, которыми парились, «в некоторых местах служили длягадания», т. е. замещали венки, другой важный компонент купальского обряда. ВРязанской губернии день накануне Ивана Купалы называется «лютые коренья» («Смышленые старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть»), в этот день также совершалось «катание на оглобле», завершавшееся выездом на поле, «где при появлении вечерней росы умывались для здоровья» (Тамже. С. 296-297).
32 Соколова В.К. Календарные праздники и обряды... С. 391-392; Виноградова Л.Н. Толстая С.М. Иван Купала // Славянские древности. Т. 2. С. 363-368.
33 Словарь русских народных говоров. Вып. 35. С. 182 (запись сделана в 1983 году в Свердловской области).
34 Там же (запись сделана в 1933 году в Ленинградской области).
35 Календарные обряды. 1983-1996 / Сост. К.Е.Корепова, Ю.М.Шеваренкова.
Нижний Новгород, 1997. С. 136-137.
50

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали,«чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.36 В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы).37 Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».38

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», поего словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы).39 Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль;40 отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов41 и в районах контакта восточнославянского и финского населения.42
-------------------------------------
36 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). М., 2000. С. 76.
37 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.С. 370.
38 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 675. Считался драгоценным и дождь в праздник Ивана Купалы, как свидетельствует пословица: «Ивановские дожди лучше золотой горы» (Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 12. С.56).
39 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 299-300.
40 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т, 4. С. 104.
41 «На самого Iвана iдуть рано перед сходом сонця па поле, де качаються у росi»(цит. по: Виноградова Л. Н., Толстая С.М. Иван Купала. С. 365).
42 Ленинградская и Свердловская области (см.: Словарь русских народных говоров.Вып. 35. С. 182).
51

В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: «И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою (курсив мой. — А.Б.)».43 «Наш народ думает, - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавляет от очарования. В купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».44


3. Языческое таинство

«...аки бесы омываются росою»45

3.1. Языческое крещение

В Ветхом Завете описаны чудеса с росой, случившиеся при библейском судье Гедеоне. Сначала, по молитве Гедеона, роса выпала только на расстеленной по земле шерсти, а повсюду было сухо; вдругую ночь «только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6, 36-40). В «Речи философа», согласно Начальному летописному своду (XI век), упоминается об этих библейских чудесах с росой как о прообразе христианского крещения: «Еже нынѣ крестятся духом и водою, якоже и Гедеонъ преобрази...» Далее летописец прямо отождествляет росу и крещение: «роса, еже есть святое крещение».46 Этот же пример использует в «Слове о законеи благодати» митрополит Иларион (XI век), комментируя библейский текст следующим образом: «По всей же земли роса — по всей бо земли вѣра прострѣся, дождь благодатный оброси, купѣль пакы порождениа сыны своа в нетлѣние облачить».47 Схожее понимание росы как благодати Христа находим и в ряде других известных в Древней Руси текстов, например, в апокрифическом «Сказании Афродитиана».48
----------------------------------------
43 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 301. В двух опубликованныхсписках памятника, однако, читается не «росою», а «водою» (См.: Стоглав. СПб.,1997. С. 116, 265). Из какого списка «Стоглава» собиратель взял чтение «росою», неизвестно, но у И.П.Сахарова была собственная коллекция древнерусских рукописных книг, перешедшая впоследствии к графу А.С. Уварову (собраниепоследнего ныне хранится в ГИМ).
44 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 302. Вообще следует состорожностью относиться к сведениям, сообщаемым И.П.Сахаровым, так как он«позволял себе подделки под народную поэзию и выдавал их за настоящие, оригинальные» (Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографическийсловарь. СПб., 1904. Вып. «Сабанеев-Смыслов». С. 213), но в нашем случае данныесобирателя подтверждаются другими источниками.
45 Сахарой И.II. Русское народное чернокнижие. С. 301.
46 Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 147.
47 Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона / Подг. текста А.М.Молдована // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1: Х1-Х11века. С. 32. Перевод на современный русский язык диакона Андрея Юрченко: «Повсей земле — роса, ибо по всей земле простерлась вера, дождь благодати оросил(народы), купель возрождения облекает сынов своих в нетление» (Там же. С. 33).Близость начальной русской летописи и «Слова...» Илариона, в том числе и эпизода с Гедеоном, уже отмечалась исследователями (см.; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 66).
48 «Онѣмъ бо пламы въспрѣщаеть, а симъ роса приде» (Бобров А.Г. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси: Исследование и тексты. СПб., 1994. С. 103). Перевод на современный русский язык: «Тем (язычникам. — А.Б.) пламя грозит, а на тех (христиан, — А.Б.) роса падает»(Там же. С. 135). Ср. во втором (сербском) переводе: «Онѣмъ огнь и прѣшение, симже роса и благодать» (Там же. С. 130).
52

Причиной, побудившей как митрополита Илариона, так и летописного греческого «философа», разъясняя древним русичам смысл центрального христианского таинства, вспомнить пример из Ветхого Завета и соотнесли росу с крещением, было особое отношение язычников к этой приходящей свыше «небесной влаге». Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» ИоаннаКрестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе, еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано внародной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя.49 Характерно, что в одном из заговоров, хронологически приуроченных к купальской ночи, встречается замена традиционной «росы» «иорданской водою» — водой Крещения Господня.50


3.2. Языческое миропомазание?

В древнерусском «Слове о злых женах», известном в единственном псковском по происхождению списке 70-80-х годов XV века (РНБ. НСРК, F. 312. Л. 142 об.), русалки названы «мироносицы адовы», причем из описанной сцены очевидно, что речь идет о русалках не как о мифологических существах, а как о реальных участницах языческих игрищ — «русалий»: «Видѣвъ русалкы по граду идуща и рукавома прѣгыбающемъ, и рече: "Се суть мироносицы адовы идуть къ отцю своему Сотонѣ"».51
-------------------------------
49 «Мертвой» же водой «во многих местах» называлась та, которой обмывали покойника, «ее выливали в глухих безлюдных местах, чтобы не навредить живым»(Виноградова Л.И. Вода. С. 387), либо вода с землей в противоположность «живойводе» -- с житом (Белова О. В., Виноградова Л. П., Топорков А.Л. Земля // СлавянскиеДревности. Т. 2. С. 315).
50 «Лягу я помолясь, встану я перекрестясь, умоюсь иорданской водою, утрусь духоверною травою (духовною или духоверною травою называется лен и конопля),пойду на восточную сторону...» (Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 386; Тамбовская губерния).
51 Слово о злых женах / Подг. текста, пер. и коммент. А.Г.Боброва // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 7: Вторая половина XV века. С. 486, 579 (перевод: «Некто увидел русалок, идущих по городу с подогнутыми рукавами,и сказал: «Вот адовы мироносицы идут к отцу своему Сатане!»» — Там же. С. 487). Исходя из нового понимания текста, должен исправить свой перевод: скорее нес «подогнутыми», а с «отогнутыми» рукавами (ср. приведенные Б.А.Рыбаковым изображения на многочисленных княжеских браслетах — «наручах» XIII века, на миниатюре из Радзивиловской летописи, а также пензенского крестьянского девичьего наряда для праздничных плясок, на которых мы видим «плясуний-русалок» с распущенными, отогнутыми до земли рукавами (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 714, 716, 718, 720, 722; изображения на С. 694, 695, 715, 719).
53

Эта сцена становится понятнее только в контексте того фрагмента поучения, в центре которого находится «образ автора», поистине с «кинической» безжалостностью осуждающего весь мир вокруг себя, смеющегося, наряду с «русалками», над иконописцем, скоморохом, должником и толстым человеком.52 Учитывая, что лексика данного фрагмента поучения свидетельствует о его оригинальном (непереводном) происхождении,53 можно представить себе древнерусского (псковского?) книжника, сидящего в разгар языческих празднований «верхушки лета» (наверное, купальским утром) на крыльце своего дома и наблюдающего возвращающихся из-за города (потому что он особо отметил их появление в городе) участниц ночных игрищ. Интересно, что в других древнерусских письменных источниках встречается слово «русалии» (в том числе в значении «исполнители обрядовых игр»),54 но, в отличие от нашего текста, отсутствует слово «русалки» — как в значении «мифологические существа», так и в значении «участницы русальных игрищ».55 Согласно Этнографическим материалам, собранным в Полесье и в южнорусских областях, русалки нередко отождествляются с ведьмами, особенно в тех районах, где пребывание русалок на земле приурочено к купальскому циклу,56 а ведьмы, как мы знаем, — это те самые «участницы купальских игрищ», катавшиеся по росе в ночь накануне Иванова дня.
----------------------------------------
52 Например: «Видѣвъ человека толста тѣлом и речс: "Сему подобает близ поля
(кладбища. — А.Б.) жити, да не вѣликъ трудъ будеть влекущим тѣло его къ гробу"»{Бобров А.Г. «Мирские притчи» в древнерусской рукописи XV в. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 301).
51 «Поле» в значении «кладбище», «рѣзоимец», «русалкы», «тын», «щетина» (см.: Там же).
54 «Русалия и игрьци» (Житие Нифонта в списке конца XII в.: Выголексинскийсборник / Изд. подгот. В.Ф.Дубровина, Р.В.Бихтурина, В.С.Голышенко; Под ред.
С.И.Коткова. М„ 1977. С. 116).
55 См.: Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1997. Вып. 22. С. 258.Б.А.Рыбаков полагает, что в наших книжных источниках «русалки» заменены южнославянскими «вилами», в то время как в восточнославянских этнографических материалах наоборот «широко известны русалки и нет вил» (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 582).
56 Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.,2000.С. 162.
54

По мнению Б.А. Рыбакова, «связь росы с русалками не подлежит сомнению», а русалии, в свою очередь, «в Древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств».57 В болгарских и молдавских текстах встречается представление, что русалки обитают в росе, что связывается Т.А. Агапкиной с возможностью «народно-этимологического сближения в рамках болг. русалии — росен «название цветка» и "росистый" — роса <...>, связывающего русалии как с водной, так и с растительной стихией. В то же время роса (особенно первая, ранняя роса, выпавшая в определенный праздник) воспринимается в традиционной культуре как средоточие плодоносящего начала».58

Понятно, почему участницы «бесовского игрища» направляются, с точки зрения христианского книжника, к «сотонѣ», но почему они названы «мироносицы адовы»? Напомню, что евангельские мироносицы — это святые жены, пришедшие ко гробу Христа, чтобы помазать его благовониями (Мк. 16,1; Лк. 24,1). В церковной традиции миропомазание — это второе, вслед за крещением, христианское таинство, в котором сообщается благодать, укрепляющая человека в духовной жизни, а миро — название вещества, употребляемого церковью в этом таинстве.59 Думается, в данном тексте имеется в виду, что «мироносицы адовы» несут какое-то конкретное вещество — языческое «миро». Что же это за «анти-миро», «мироадово», по мнению древнерусского автора?

В свете приведенных выше материалов можно полагать, что это — «живая вода» языческой традиции, роса, собранная во время купальских русалий. Вполне вероятно, что в «спущенные» до земли рукава «плясуний-русалок» собиралась живительная роса, потому они и были названы «мироносицами адовыми» с отогнутыми рукавами.60
-------------------------------
57 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 675-676.
58 Появление росы могло связываться как с «русалками» — мифологическими персонажами, так и с «участницами языческого празднества — русалий». Так, например, болгары в Габрово считали, что один раз в году, на Вознесение, «русалки те» специально приходили с края света и сеяли росу, когда она особенно была нужна (Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С. 356-357), в то время как в Гомельской области «полешуки» считали необходимым собирать лекарственные травы до Купалы, пока в купальскую ночь ведьма не «нассэ на траву» (Там же. С. 376).
59 В состав миро, наряду с другими компонентами, входил и «ладан росный» —
«ароматическая смола, добываемая из коры некоторых южных деревьев» (Словарьрусского языка XI-XVII вв. Вып. 22. С. 215).
60 На браслете из клада XIII века в Старой Рязани изображена танцующая женская фигура в рубахе с длинными широкими рукавами, украшенными поперечными волнистыми линиями, очевидно, символизирующими влагу, причем один из рукавов соприкасается с чашей, из которой пьет девушка (Рыбаков Б.А. Язычество ДревнейРуси. С. 718-719).
55

В таком случае праздничная роса, хотя и косвенным образом (через сближение с миром), оказывается сопоставленной древне-русским книжником с христианским таинством, на этот раз с миропомазанием, а не с крещением (ср. раздел 3.1). Этот пример также позволяет нам говорить об обряде «катания в росе» как о языческом таинстве, выполняющем функции, аналогичные миропомазанию.61

Известно и другое значение слова «таинство», связанное с сокровенностью, потаенностью обряда. Думается, сравнительно небольшое количество зафиксированных этнографами и фольклористами свидетельств бытования у славян «катания по росе», объясняетсятем фактом, что этот обряд граничит с традиционно осуждаемой свободой в отношениях мужчин и женщин (недаром считалось, чтов купальскую ночь возможны некоторые действия, запретные в остальное время).62

4. Обсуждение и выводы

«Не мытьем, так катанием»63

Полагая, что «катание по росе» в ночь на Юрьев день и на ИванаКупалу являлось языческим «таинством», сохранившимся в народной традиции как непосредственно в изначальном виде, так и в редуцированных вариантах — в «катании / кувыркании по земле» с одной стороны, и в «собирании росы» — с другой, мы склонны усматривать несколько иной смысл в насильственном катании священнослужителей, чем это принято в научной литературе.64 Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы "снопы были тяжелыми", "посевы тугными" и под.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно».65 На наш взгляд, обычай «катания» священнослужителей — это не только отголосок древнего «катания» жреца (волхва) как проявления аграрной магии, но и факт актуальной религиозной полемики, насильственного приобщения представителя другой, христианской веры к продолжающим бытовать в народе языческим обрядам.
-------------------------------
61 Если католический аналог миропомазания, дающего человеку «силы благодати Божией», а также очищение, укрепление и исцеление — это конфирмация (см.: Миропомазание // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995, Т. 2.С. 114-115), то в языческой традиции такой обряд можно было бы назвать инициацией.
62 См., например: Гура А.В. Коитус // Славянские древности. Т. 2. С. 526.
63 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 96.
64 См., например: Агипкини Т.А. Катать(ся). С. 478; «Катать дьякона (дьячка) —
Хватать дьякона, дьячка после молебна в Вознесенье в ржаном поле и, повалив их на землю, катать, чтобы снопы были высокие, тяжелые» (Калужская губерния); «Кататьпопа, пономаря. Хватать попа, пономаря после молебна и, повалив их на землю,покатать, чтобы лен уродился лучше (пасхальный обычай)» (Рязанская губерния) (Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 13. С. 124).
65 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.С. 410.
56

До сих пор мы оставались в рамках славянских или древнерусских сведений о языческом обряде «катание по росе». Существенно, однако, что аналогичные обычаи известны также у многих других европейских народов: собирание росы, умывание росой людей и животных, катание или хождение босиком по росе производилось в ночь перед днем св. Георга, 1 марта (Новый год) и 1 мая (Вальпургиева ночь), Троицей и Духовым днем, а чаще всего - перед днем Иоанна Предтечи. Такого рода обряды встречаются у австрийцев, болгар, греков, испанцев, итальянцев, лопарей, немцев, французов,народов Бельгии, Нидерландов, Скандинавии, Швейцарии и бывшей Югославии.66

В Наварре пройти босиком или голым через росистое поле для излечения от болезней называлось «санхуанизироваться» (sanjuanarse).67 На наш взгляд, «катание/купание в росе» (можно использовать и солидно звучащий термин «санхуанизация») относится к древнейшим обрядам индоевропейцев и является языческим таинством (мистерией). Судя по славянским материалам, после совершения магических действий участниками обряда может достигаться некое трансперсональное состояние сознания, сходное с глубокими мистическими переживаниями. Существуют многочисленные рассказы о чудесах, происходящих в купальскую ночь или на рассвете дня Иоанна Предтечи: по земле расхаживают духи и ведьмы, а звери и деревья говорят по-человечески, цветет папоротник, земля открывает клады, растения переходят с места на место, из леса выходит змеиный царь с золотыми рожками, муравьи сбивают волшебное масло, солнце на восходе начинает «играть» (переливаться всеми цветами, необычно двигаться, «бороться со змеем» и т. д.), вода превращается в вино или замирает, и наконец, небеса «открываются».68
------------------------------
66 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. М., 1977. С. 45, 82, 84, 155, 157, 172, 174, 264, 289, 328; Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. С. 11, 25, 48, 97, 121, 127,146, 155,207,209.
67 Серов С.Я., Токарев С.А. Народы Пиринейского полуострова // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. С. 48.
68 См.: Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С. 540-572.
57

Язык сохранил множество косвенных свидетельств о значении купальского катания по росе, не вполне ясных без привлечения этнографического контекста. К числу таких примеров мы предлагаем относить известные всем выражения: «катать во всю Ивановскую»,69 «Не мытьем, так катаньем»70 и, наконец, «Мать-сыра земля». т. е. орошенная и оплодотворенная небесной влагой земля,71 к которой припадают язычники.

Для более глубоко понимания «катания по росе» важно рассмотрение контекста его совершения. В этом обряде соединились черты культа двух стихий Мироздания — Земли («катание по земле») и Воды («почитание росы»), как в «перепрыгивании через костер» соединяются культы двух других стихий — Воздуха («прыжки») и Огня («костер»). Во всяком случае, для славянского купальского обряда очевидна «парность» «перепрыгивания через костер» и «купания в росе».72 Подобно тому, как роса в купальскую ночь — это «живая вода», огонь купальских костров — также «живой», т. е. добытый трением.73 Но ритуальные костры разжигались и весной, в том числе «юрьевские» костры известны на Карпатах, в Словакии и Хорватии.74 Возникающее в результате совмещения обрядов, связанных с перепрыгиванием костра и катанием по росе, единство — обращение ко всем четырем стихиям Мироздания — свидетельствует, на наш взгляд, об изначальности этой «парности».

Для игумена же псковского Елеазарова монастыря Памфила, автора Поучения о праздновании дня Иоанна Предтечи (1505 год), ночной купальский обряд представлялся следующим образом: «Женам же и дѣвам плескание и плясание... и хрептом ихъ вихляние, и ногам ихъ скакание и топтание; ту же есть мужем же и отроком великое прелщение и падение».75
----------------------------------
69 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 96. «Во всю Ивановскую», согласно В.И.Далю, происходит от выражения «звонить во всю Ивановскую» — «во все колокола и в весь мах», видимо, в связи с именем «известной по всей Руси колокольни» — Ивана-великого в Москве (Там же. С. 5), но выражения «катать, скакать, валять, кутить, гулять и т. д. во всю Ивановскую» можно понимать как сравнение не со звоном московской колокольни, а с размахом не менее «известного по всей Руси» ночного купальского обряда.
70 Там же. С. 96. В другой работе мы попытались показать, что слово «мыть» («мытье») также означало языческий обряд (Бобров А.Г. «Волшебные превращения» в «Слове о полку Игореве» // Сб. статей в честь Н.С.Демковой. СПб., 2002 (в печати)).
71 Белова О.В., Виноградова Л.Н.. Топорков А.Л. Земля. С. 316.
72 В северных широтах пронизывающий холод предрассветной росы даже в самое теплое время года, кажется, сам толкает на прыжки через костер.
71 Виноградова Л.Н., Толстая СМ. Иван Купала. С. 366 (зафиксировано в разных славянских традициях).
74 Агапкина Т.А. Костер // Славянские древности. Т. 2. С. 620.
75 Послание игумена Памфила / Подг. текста, пер. и коммент. В.И.Охотниковой// Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 320. Но купальская ночь продолжала праздноваться на древних святилищах, несмотря на протесты деятелей церкви. Одно из таких мест находилось в десяти верстах от Санкт-Петербурга, по Рижской дороге, где накануне Иванова днясобирались ижорцы «и проводили ночь при большом огне, с плачем, пением и пляской;в конце собрания здесь сжигали белого петуха, делая заклинания» (Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. СПб., 1887. С. 8).


Почему я вдруг о Росе?
обычаи-то обычаями, но тут... - символика важна
Предки справляли обряды... знали связь явлений, причинно следственную цепочку (ну хотя бы - волхвы да ведающие матери)... - но сейчас все как бы только в применении а аграрному циклу да оздоровлению...

нам же надо не только знать реконструкции, приподнесенные фольклористами да этнографами "якобы восстановленные связи и значения"... Это само собой! каждое лыко в строку
Но!
прорывается... да вот до конца ещё не могу ухватить - какая-то руническая (а значит и КОНо-мерная) Сiлища в Слове, в его Смысле-Семантике... которая освещает не токмо методы оздоровления и бытовой волошбы... Нееее-еее

РОСА - это слово из сутьевых...
как Род, как Лад, как Свет... как Хлеб...и
творя из СЛОВ (в ясном осознании их значений) - мы творим ------ действительность

Аватара пользователя
CTPAHHuK
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 дек 2008, 06:38
Пол: Мужской
Откуда: Рипей

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение CTPAHHuK » 25 июн 2010, 08:05

Не ищите камней на дне росы и не поднимайте, ибо камни легки в воде и не подъемны на поверхности, а повлекут на дно с головой... Дабы очистить росы, затворите, воду пустите на нивы. И обнажатся камни и прочие наносы... И будет труд тяжел, но благодарен... (R)

Аватара пользователя
ABCTUL
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 09 мар 2009, 00:18

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение ABCTUL » 26 июн 2010, 01:42

ЭФИРНАЯ СИЛА И ГОЛУБАЯ ИСКРА
Роса.jpg
Роса.jpg (22.08 КБ) 7798 просмотров

Вчера, еще до восхода солнца, бабушка разбудила меня.
- Пойдем лекарство готовить. Только умыться не забудь, травка чистых любит.
Быстро одевшись и поплескав на лицо водой, я выбегаю на улицу, где меня уже ждет бабушка. Еще прохладно, понизу стелется туман, небо только начинает розоветь. Я поеживаюсь, но иду следом за бабушкой.
Куда мы идем, ба?
За мятой, не шуми, ты посмотри, какая тишь.
Я оглядываюсь вокруг: воздух как будто застыл, только в слое тумана, стелящемся над травой, заметно какое-то шевеление, будто внутри что-то движется, перетекая с места на место.
Он живой? - шепотом спрашиваю я.
Конечно, живой, как и все вокруг.
Мне становится страшно, я крепче цепляюсь за бабушкину руку. Мы проходим через кустарник и выходим на поляну, по краю которой растет мята. Ноги намокли от росы, замерзли, онемели, тело начало покрываться "гусиной кожей".
Холодно, ба, - ною я.
А ты побегай, миленький. - Она заставляет меня раздеться и кругами бегать вокруг большого куста. Постепенно тело разогревается, меня пробивает испарина.
Ну, хватит. - Бабушка достает чистый платочек, кладет его на траву. Платочек тут же пропитывается росой.
Иди сюда, - она берет платочек и начинает обтирать меня.
Ба, холодно.
Ничего, ничего, - успокаивает она, - это святая вода, в нее каждая травинка свою кровь вложила. Видишь, роса уже подсвечена солнышком. Вот теперь можно и мяту собирать.
Обжигающие прикосновения холодной росы к разогретой коже прекратились, по всему телу пробегают электрические токи, а легкость такая, что, кажется, сейчас полетишь. Я протягиваю к бабушке руку, из пальцев ударяет голубая искра.
Ну, зарядился, - смеется она.
Что такое зарядился, ба?
Потом расскажу, сейчас некогда, солнышко упустим. - Бабушка снимает обувь, встает на колени, обмывает росой лицо и руки.
Я оглядываюсь по сторонам, первые лучи восходящего солнца коснулись травы, и капельки росы начали переливаться всеми цветами радуги.
- Ой, как красиво. - Голос невольно сходит на шёпот.
Бабушка поднимается и идет к зарослям мяты. Она присаживается на корточки, берет пальцами стебель растения, некоторое время держится за него, потом очень аккуратно, стараясь сохранить росу, срывает и кладет в деревянное корытце. Сорвав несколько растений, она оборачивает корытце льняным полотенцем, и мы идем домой.
Что такое зарядился? - спрашиваю я по дороге,
-- Ночью, когда травка спит, она наполняет капельки воды, оседающие на листьях, газом жизни - углекислотой. Что это такое, ты узнаешь, когда пойдешь в школу, предупреждает она мой вопрос. - А утром, когда первый солнечный луч пронизывает капельку, он превращает углекислоту в эфирную силу. Вот эта сила и вошла через кожу в твое тело - зарядила его. Если подождать, пока роса высохнет или хотя бы начнет сохнуть, то эфирную силу выпьет травка.

из книги: Владимир Ларин "Мир русского знахаря: первые уроки"

Аватара пользователя
Жар Птица
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 09 фев 2008, 04:26
Пол: Женский

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Жар Птица » 26 июн 2010, 14:24

Разглядывание корня...
"Роса" и "Рос" в ПраВедах

Из. Кн. «Праведы»

Нужное, ненужное

Подумай, что самое чистое в Реальности,
Что окружает тебя в Теле Планеты?
Мы скажем так: это роса, что по утру
Блестит на всём зелёном — на листьях, на траве.
* * *
Что грязное в Теле Реальности? Сор.
Ты ничего не заметил? Правильно:
В ПервоЯзыке Сор есть отражение Рос!
Что бы ты выбрал — росу или сор?
Наверное, росу — её можно пить с листа и жить!
А что делать с сором? Только закопать в землю.
В земле хоронят то, что не нужно.
Земля ненужное съест.

Рос, Рас

Вот имена Господа, что нисходит шаг за шагом:
Ч–Есть — Р–Ос. Рос есть Од.
Ч–Ист — Р–Ас. Рас есть Род.
Ч–Асть, частое, — Р–АсА. Раса есть Природа.
* * *
Ты знаешь: жизнь есть рост.
Постигни: жизнь есть Рос–Т — творение Роса!
Потому, в союзе Троиц
Рос, Рас — рос, растёт, будет расти!

Из кн. «Образ»
6.25 Рос, Сор

Издалека пришедшее Имя Родины — Р-Ос, Р-Ось!
Что в лесу самое чистое? Конечно же, роса. Что самое чистое в Мире? Конечно, Рось.
В Троице Что Есть Один всё чисто и нет грязи. Троица Что Есть Четыре — Ч-Есть и Ч-Исть! Истинная Честь и Честная Истина, Крест.
Всему Вершина — Рос, и помогал всем, кто рос. Пречистое. Один.
Рос отражается, искажается внизу как сор! И не нужен никому. Нечистое. Прах.
Постигни: в пределах все проблемы — в росте.

10.53 Рос и Росия
Ты помнишь, в Троице, где Точка, должна быть и Сфера, и что Троица — Чиста?
Планета — троица. Вот, в Рое Точка — Рос. И Сфера в Троице — Росия!
Центр — Рос. Периферия, Край — Росия. Чистые и нужны Планете.

10.54 Небесная Росия
Имя крайней сферы, периферии — Небесная Росия. Она — над нами, это ты запомни.
Небесная Росия — Щит Жизни. Спасает от Внешнего и бережёт и сохраняет то, что Внутри.
При Переходе Небесная Росия обратит взоры всех, кто достоин, к Лику Роса, и чистые станут вновь Чисты!
Умный! Это обращение к тебе. Лишь худой и неразумный разрушает свою защиту, губит жизнь, но разумный — сохраняет.

10.61 Рос в Рое
Мы тут говорили, что есть два основных типа человека,
крайности которых — Рас и Дев.
Но места-то получилось три!
Кто Третий, и, пожалуй, главный? И человек ли это?
Третий — Рос в Рое. Когда Вода, Ветром просеянная сквозь сито Воздуха,
станет росой, кристально чистой каплей в холоде мирового Н-утра,
тогда Рос отразится в Рас, и будет Рай — Расея.
До этой же поры Рос и его небесная Росия будут за Пределом — Троицей:
сразу в Точке-Центре, как Огонь Сути, О-ум, и на Периферии,
как Воздух времени, Раз-умная сфера.
Не ищи Роса среди человеков. Рос уже преобразился и стал Целым.
Рос — Господь во всей красе и славе.
Росом станешь ты, когда твой подвиг Жертвы тебя сровняет.
Не ищи Росию в дневном небе. Чистые — за Пределом. Но Ведают порядок.
Воле Чистых никто не прекословит. Всё в свой срок наступит, и Н-утро, и утро.
Это также верно, как то, что Жив
Господь и Б-ЕЛ.
Росу и Росии слава!

Аватара пользователя
Жар Птица
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 09 фев 2008, 04:26
Пол: Женский

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Жар Птица » 26 июн 2010, 16:23

А вот есть "точки росы для различных смесей"...
что это такое - точка росы? вот не сильна в физике :oops:
*********
а вот тут - я более соображаю :)
Словенские хозяйки замешивали на троицкой Росе хлебец, который служил закваской на все лето ( надо полагать - год?). Подобным образом болгары заквашивали молоко ивановской (купальской) Росой.

А может попробовать РОСичку для заквасочки наших домашних хлебушков?…Ну тогда и в квасок не помешает, да еще и с заговором на здоровьичко.

****************
а вот впечатления обывателя о "купании в росах"... и ведь на время СЕГО ДЕЙСТВА слетает обывательская шелуха даже со скептиков
http://www.apollo-w.ru/art/Golye_rosy_kogda_na.html

Аватара пользователя
Жар Птица
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 09 фев 2008, 04:26
Пол: Женский

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Жар Птица » 26 июн 2010, 17:29

Легенда о Прозарине

В давние-давние времена жил в небесах Великий Эдэн, Отец Мира.
Был он не одинок, ибо всегда рядом с ним была его Верная Супруга Дэнэспа. И была у них Дочь — чистая душа — Роса.
С Небес любовались они Жизнью на Земле.
Что же было в те далекие времена, о которых я сказываю, у нас на Земле?
А был Век Золотой!
И правил Землею добрый Царь-молодец по имени Атлант.
Был он Молод, Горяч и Силен. Благодаря искреннему Духу, Сострадающей Душе сумел познать он голоса всех сущностей, населявших Землю, подружился с ними и организовал в царстве своем Жизнь Праведную, Беззаботную...
Да долго ли Маятнику Времени быть в Гармонии???
Молодое сердце дочери Создателя Миров не могло не воспламениться, наблюдая за тем, как во всей Силе и Славе царствовал Атлант...
Влюбилась. Полюбила юная Роса!
Просит Отца:
“Дозволь мне спуститься на Землю и подружиться с Царевичем, Отец мой Почтенный.”
“ Дочь моя, — ответил Отец — Я — Творец Справедливости. И прежде, чем возвеличить Человека и приравнять его к Богам, я должен испытать его...”
Так сказал Творец и подозвал к себе Зверя — Ангела Тьмы, держащего в своих руках нить к Духу каждого человека. А состоял Зверь из двух ликов — Черного Солнца и Черной Луны.
Ангел — существо из двух сущностей: мужской и женской.
“ Иди, Зверь, мой преданный и верный слуга, и проверь Дух Царевича Атланта... Если выдержит испытания — Мужем Дочери Моей суждено ему стать...
Не выдержит Человек — так вырви сердце его, и пролей кровь его по всей земле Царства его...”
Так сказал Отец Миров...
Сидит на Троне Атлант. Царство — во Славе, во Благе. Нет Боли, позабыли все о Слезах, о Печалях... Абсолютный Покой наступил на Земле...
И вдруг в этот покой врывается Зверь!
”Эй, Царевич! — Сойди с Трона своего, ибо Отец Небесный просит тебя к себе с поклоном. Дело у Него к тебе есть!”
“Если Я ему нужен, то пусть сам ко мне и явится!” — ответил Царевич...”
Вот чем опасен Покой, Дорогие мои!
Слава и Власть обязательно открывают к Духу человека нить не светлую, но нить темную:
Черное Солнце и Черная Луна начинают править сущностью Человека Власти и Славы!
Гордыня и Лень!
Гордыня в отказе преклонить голову перед Отцом Небесным.
Лень — нежелание идти вперед к новому...
И было вырвано Сердце Атланта, и Кровь его разбрызгалась по всему его Царству...
Увидела Роса разрывающееся Сердце своего Возлюбленного, и без разрешения Отца сошла на Землю в день казни Атланта, и стала собирать впитываемую Землей Кровь своего Любимого, и наполняла ею Чашу. Где капельку Крови Атланта найдет, там десять капель слез своих оставит...
Увидел Эдэн Дочь свою, возмутился, возвратил ее в Дом Небесный. Чашу же, с Кровью Атланта, Роса утаила...
Днем в Печали Роса пребывает да Чашу к груди прижимает... Биение Сердца Атланта ей слышится... Ибо в Крови — Его Молодость, Его Сила! Оживляется Кровь Любовью Росы.
Ночью же, чтобы Отец не видел — плачет Роса... Слезы свои на Землю посылает...
Дэнэспа, Мать Росы, — Женщина Великая, Мудрая, Сострадающая...
Знает Она и о Любви, и о Чаше, и о Слезах...
Жаль Ей Дочери, жаль Атланта. Ибо Мать не может быть черствой к боли детей своих.
Силою своей Дэнэспа превратила капли крови Атланта в Семена Солнечной Травы, и на местах, куда упала Кровь Царя — вырос Прозарин. В местах, где падали слезы Росы на капли Крови Атланта — выросла Душица...
Прозарин и Душица...
Кровь Атланта и Слезы Росы...
Он и Она...
Потому и растут они друг от друга вблизи, ибо много успела собрать теплой Крови Атланта юная Роса...
Любовью своею до сих пор греет Она Чашу с Кровью Атланта!
Слезами своими поливает Землю, оттого и видим мы поутру на травах да на листиках деревьев удивительную чистоту Ее Слез...
Мать Дэнэспа знает...
Мать — понимает...
Мать хранит тайну!
Ибо, Дорогие Мои, придет Время, и Человек сумеет добыть из Травы Прозарина живую Рубиновую Кровь Атланта, а из Травы Душицы — Живую Слезу Росы, и тогда Свершится Чудо — Воскреснет Царь Атлант, и с Поклоном Явится к Отцу Небесному Эдэну и Матери Дэнэспе, и с поклоном попросит Руки и Сердца Чистой Росы.
И будет Мир, и будет Век Золотой, и будет Гармония-Лад между Небом и Землей.
Дочь Неба и Сын Земли...
Ибо Рубиновая Кровь Атланта излечит Тело Человека.
Слеза Росы исцелит Душу Человека.
Благословение Отца и Матери наполнят Дух Человека Силою Небес, Силою Творения.
И будет БЛАГО...


[i]Тысячи и тысячи лет врачеватели-целители пытаются найти Тайну Крови Атланта...
Тайну Крови Человека, который воспротивился воле Отца...
Тайну вечного Богопоборничества...
Почему так влечет их эта тайна?
Не потому ли, что Рубиновая Кровь Атланта лечит все-все заболевания Тела Человеческого?
Думаю, что так... Только...
Не кровь Богоборца будет Чистым Рубиновым Бальзамом, но Кровь Благословенного Отцом и Матерью!
Солнце Светлое, Ясно Солнышко!
Труд постоянный, но не Лень!
Понимаете?
Ясно Солнышко и Труд!!!
Да Любовь Росы! — Верность Супружеская. Ее Жертва, Ее Верность, согревающая до сих пор Чашу возле Сердца своего...
Вот где разгадка Тайны...
Почитание Отца и Старших.
Любовь к Матери и Женщине.
Верность Супружеская...
Жертва Жизни, забота о Детях, подобно как Роса питает Жизнью до сих пор теплую и живую Кровь Любимого Своего...
Рубиновое Масло Прозарина-Зверобоя.
Душистое Масло Росы-Душицы.
Первое — как одолевающее Зверя, прогоняющее от себя Гордыню и Лень.
Второе — как Тепло Сердца Сострадающей Росы, Жертвенная Верность, не дающая Крови Атланта остыть...
Врач и Медсестра...
Атлант и Роса...
Сила Негорделивого Знания и Жертва Верности Небесной...
Близится, близится Время, когда Масло Прозарина станет Живой Кровью Человека, а Масло Душицы — Любовью Росы.
И Мы, Люди, будем иметь Благословение Отца и Матери...

[/i]

Аватара пользователя
Жар Птица
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 09 фев 2008, 04:26
Пол: Женский

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Жар Птица » 26 июн 2010, 18:47

легенда о Прозарине отсюда: http://www.grinevich.com.ua/did/b8/t821.htm

Аватара пользователя
ABCTUL
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 09 мар 2009, 00:18

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение ABCTUL » 27 июн 2010, 02:05

О трёх росах ...

В наше время методики лечения росой считаются почти утраченными, хотя по эффективности действия, объему возможностей и простоте применения с росной водой не может сравниться ни одно вещество. Сбор и применение росной воды в русском знахарстве часто сопровождались сложными ритуальными действиями, чтением молитв и заговоров, строгим соблюдением времени сбора и трав, с которых роса собиралась.

Собирать росу надо строго в соответствии с фазами Луны.
Роса огня не любит, она его в себе несет, утренняя - небесный, ночная - земной, а вечерняя - живой. Нам же нужно огонь тот освободить и человеку служить заставить.
Ночная роса холод несет, утренняя - тепло, а вечерняя - покой.

Вечернюю росу в новолуние собирать лучше, когда луна узким серпиком смотрит, тогда роса большую силу имеет.
Вечернюю росу лучше собирать с ромашкового поля. - Ромашка - растение по характеру мягкое, нежное, со всеми травами дружит, ни с кем не ссорится. Взятая с нее роса хорошо от душевных болезней помогает, буйных успокаивает, сон возвращает. Хороша вечерняя роса и при некоторых глазных болезнях, при глаукоме например.
Вечерние росы интересны своим мощным успокаивающим действием. Собирают их в новолуние с ромашки и применяют для лечения нервных и психических заболеваний, а также при бессоннице. Росную воду принимают внутрь, используют для компрессов. Прекрасный эффект достигается при лечении шизофрении, эпилепсии, реактивных психозов, последствий испуга у детей.

Ночные росы собирают, когда Луна находится в фазе роста, с одуванчика. Время сбора - с часу до трех. Такую росу применяют для лечения сильных воспалительных процессов, только в виде компрессов.
Ночная роса холодная, она хорошо раны заживляет, любые воспаления снимает, если мы компрессы из ночной росы делать будем, то ожоги и раны заживут быстро и рубца не оставят. С помощью ночной росы иногда даже с раковой болезнью справиться удается. Если компрессы из нее делать да на ночь и утром пить ее понемногу, то опухоль расти перестанет, потом на убыль пойдет, и боль пройдет. Не любит раковая болезнь ночной росы. Везде, где воспаления или раны какие, нам ночная роса большую помощь окажет.

Утренние росы лучше всего собирать с клевера, когда Луна находится в фазе убывания. Время сбора довольно короткое, поэтому желательно его не упускать. Это всего полчаса с момента, как первый солнечный луч осветит росинки. Собранные в это время капли росы несут в себе эфирную (космическую) энергию и имеют наибольшую силу при лечении.
Утренняя роса замечательно омолаживает кожу, а если принимать ее внутрь, усиливает обменные процессы и защитные функции организма. Поэтому она является прекрасным средством для пожилых людей.
Применяют для лечения самых разных заболеваний, связанных с процессами застоя в организме.
Будешь босиком по утренним росам бегать - мозоли да шпоры пропадут , и косточки рассосутся. Голову мыть будешь - волосы густые да здоровые вырастут. Старикам утренние росы силу дают и кожу омолаживают, могут даже зрение вернуть.
При помощи компрессов и промывания глаз утренней росой возможно справиться с катарактой и бельмом. Лечение росой позволяет успешно бороться с мочекаменной болезнью.

Важно также знать, как хранить и применять целебную воду из росы.
Росная вода может довольно долго (до недели) храниться, если ее держать в деревянной или берестяной таре, в темном прохладном месте.

Конечно, не обязательно при сборе росы строго соблюдать фазы Луны и выбирать растения, с которых нужно снимать капельки. Можно собирать росу просто с разнотравья, хотя это в значительной мере снижает эффективность лечения. Но время сбора и правила хранения нужно соблюдать строже. Росу нельзя собирать и хранить в стеклянных и особенно металлических емкостях. Для этого используется только деревянная посуда!
Не собирайте росные воды на колхозных полях, опрысканных химикатами, вблизи автострад. Не поленитесь отойти подальше.

Добра.

Источник : Владимир Ларин "Мир русского знахаря: первые уроки"

Аватара пользователя
ludmila
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 10 апр 2008, 01:46
Пол: Женский

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение ludmila » 28 июн 2010, 00:30

Поделюсь маленьким опытом катания по росе.
Утром у злаковых листья очень упругие ( косить хорошо), можно довольно сильно ими изрезать кожу. Поэтому в первый раз катайтесь осторожно, приноровитесь.
Идеален для этого клевер - очень мягкий.
Собирать росу тоже приноровиться надо.
Если делать, как описано у Ларина, то обнаруживается, что вместе с росой к льняной тряпочке прилипает огромное количество букашек. Они мокрые, совершенно беспомощные, стряхнуть их невозможно и при любой попытке как-то снять их, только калечатся.

Аватара пользователя
Kovalson
Сообщения: 3305
Зарегистрирован: 03 мар 2008, 21:35
Город: ¯\_(ツ)_/¯
Пол: Мужской

Re: Роса. «Катание по росе» как языческое таинство

Сообщение Kovalson » 06 июл 2010, 13:39

Русалка

А.А. Тюняев

В славянских мифах и легендах радугу считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой боги сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем. В некоторых местностях верят, что радуга – это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Громовницей называют жену славянского бога грозы и грома Перуна – русалку Рось. От их брака взял своё начало русский народ.

В. Даль говорит, что русалка означает сказочную жилицу вод. По аналогии, что весталки – девственные жрицы богини Весты (Рим), мы можем заключить, что русалки – девственные жрицы русского славянского бога Руса (руса + лка). Или, точнее, «русалка» во множественном числе – это жрицы богини Роси (русалки – жрицы Роси – жены Перуна, прародительницы русов, русских).

В подтверждение этого З.А. Потиха указывает, что суффикс -лк(а) отражает «названия лиц по их действиям. Образуется на основе неопределённой формы глагола. Гад/а/лк/а (гадать), сиделка». Следовательно, слово русалка происходит от русского глагола русить/русеть и обозначает лицо, которое производит указанное глаголом действие. С другой стороны, суффикс –лк(а) обозначает имена существительные, обозначающие орудия или место действия. Большинство слов этого типа относятся к профессиональной терминологии: веялка, грелка, качалка, косилка, русалка.

Д.Н. Ушаков приводит объёмный словарно-понятийный материал, использующий русский глагол русить. Однако более интересны данные В. Даля, производящего от глагола русить слово «русак, вообще русский человек, русачка, русская, кто особенно русит. Русеть, делаться, становиться русским». В этой же статье В. Даль говорит, что «встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кириллицу свою и пишем русский». Более того, он приводит значение слова с корнем рус – «Русь в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. навиду, на открытом месте, на юру».

Значение русь = белсвет раскрывается, исходя из понимания, что всё белое (европеоидное) население планеты было сосредоточено на Русской равнине. Поэтому т.н. европеоидов следует правильно называть – русские. Напомним, что название Европа происходит от кавказоидного (ассирийского) европа – запад и никакого отношения к Руси и к «Европе» не имеет.

Рассматриваемое нами слово русалка следует понимать как та, которая делает (или рождает) русских людей – русит. Таким образом, мы возвращаемся к ранее рассмотренному нами русскому мифу о громовнице Роси, от которой пошёл русский народ и который сформировал саму Русь.

Наш вывод подтверждает и то, что русалка в орловской области также называется русавкой. Аналогию словообразованию мы находим в слове красавка = краса + вка – руса + вка. Где суффикс -вк- отражает название женских лиц. А корень (краса) руса несёт основное значение.

Имя русалки – Рось – находит своё отражение в глаголе «росить, о выпадении росы, падать мелкими каплями (о дожде)». Связь солнца с водой, неба с землёй отражена в следующих русских поговорках и загадках. Слёзы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса).

Корреляцию корней рус и рос мы находим в слове «Роса» – название древнего славянского праздника Купало (с 22 на 23 июня). Точнее, русальной недели – русалий, которые были распространены во всём пострусском пространстве. В частности, подобные обряды были известны у ряда народов. У древних римлян они назывались «rosalia» (ros + alia или rosa + lia). В первом случае, ros + alia, мы имеем ros (розовый цвет) + итал. aliare (alio), парить; исп. aliar, соединять, объединять; сплачивать, присоединять (к чему-либо). Во втором случае, rosa + lia, – rosa (розовый цвет) + исп. liarse, сожительствовать; франц. lier, связывать, соединять. То есть соединять русов, росичей, скорее всего, с богом (раз дан «летающий» глагол парить). А в земледельческом плане – с влагой, дождём, орошением.

Интересно отметить, что на русалии русские девицы пускают по воде венки. Этот обряд является актом венчания, коронования реки, поскольку венец, венок – это драгоценный головной убор, символизирующий наивысшую ступень в иерархии и являющийся эмблемой верховной власти – божественной и земной. Отметим, что все большие (значимые) реки (и водоёмы) на Руси носят имена славянских богов. Например, Волга – река бога Ра (Ра-река), река Клязьма – имени бога Клязьмы, реки Дон, Днепр, Дунай также носят имена соответствующих богов, Каспийское (Хвалынское) море имени бога Волыни, река Агидель имени богини Агидели, озеро Ильмень имени бога Ильма, река Мокша имени богини Макоши, Мраморное море имени богини Мары имеется и река Рось и т.д.

Таким образом, русалка – это славянская богиня-берегиня, которая русит – делает людей русскими, а также даёт орошение в прямом и переносном смыслах русской земле.


Вернуться в «Наследие предков»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron