Славянское языкознание (обзорный материал)

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Славянское языкознание (обзорный материал)

Сообщение Октябрин » 24 ноя 2008, 22:35

Богатый и можно сказать - единственный источник
разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое...

А. Н. Афанасьев


Этим высказыванием Афанасьева я наконец начну и продолжу обзорную тему о Славянском Языкознании. :)
Это высказывание можно понять по-разному, но в любом случае оно будет неким полемическим заострением для этой темы. И вот в чём состоит это заострение.

Мифические представления... говорит Афанасьев...
а слово, язык - их источник.

Он, конечно, считает язык самой причиной возникновения мифических представлений, мифа, подразумевая под мифом особый взгляд на мироздание, поэтические воззрения на природу.
Я немного передёрну Афанасьева и дополню.
Язык всегда был предметом научной и простой, обываетельской, заинтересованности. Словом, пытливый ум старался извлечь из языка некие знания. Будь то древность, когда рождались мифические представления, о которых говорит Афанасьев, или народная словесность веков 18-20, когда собирались былины, песни и др., будь то научные штудии лингвистов, или образные толкования и расшифровки русского праязыка - всё это... :? Язык был и есть источник всего этого, а чего этого? Наших мифических представлений, - так, быть может, стоит назвать всё это, что я перечислил, имея ввиду под мифом - иллюзию, кажущуюся действительность. :unknown:
Романтика слова, не рождает ли она все эти наши мифы древние, фольклорные, лингвистические, учения об образе, о ВЕ[дении]Р[а]Е? А сам язык остаётся практическим средством общения, которое мы, утопая в романтике, так теоретизируем?
Таким сомневающимся зачином, прировняв всё к мифу - вымыслу и иллюзиям человека, открываю эту тему. Что есть иллюзия, а что есть близкое к действительности, это или это...

Ну, достаточно обобщений ;)
Конечно, язык всегда - источник знаний: сиюминутных, в разговоре, когда мы судим о собеседнике по тому как и что он говорит, и глобальных - когда из языка мы узнаём об истории и культуре целых народов. Друго дело, что не имея всей полноты сведений о чём-либо, мы дополняем наличное своими соображениями, интерпретациями.
И тут вопрос, где кто больше от себя прибавил, придумал, додумал - там, стало быть, и иллюзия, миф. ;)

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: Славянское языкознание (обзорный материал)

Сообщение Октябрин » 26 ноя 2008, 17:58

    Литература.


Соколянский А. А. Введение в славянскую филологию. М., 2004 (!)
Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. М., 1989
Кондрашов Н. А. Славянские языки. М., 1986
Языки мира. Славянские языки. М., 2005

Аватара пользователя
Октябрин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 18 май 2008, 20:38

Re: Славянское языкознание (обзорный материал)

Сообщение Октябрин » 29 ноя 2008, 18:00

Славистика. В чём единство славян?


Очень важно усвоить то, что же такое славистика и каков предмет её исследований. Определение славистики, или по другому - славяноведения, не везде даётся во всей полноте. Мне понравился подход магаданского слависта А. А. Соколянского, в объяснениях которого всё очень доходчиво, общедоступно, а главное, вырисовывается общая картинка (или образ ;) ).
Определение предмета славистики на прямую связано с вопросами славянского единства.
Соколянский обратил внимание на энциклопедические статьи, в которых говорится о том, что же такое славяноведение. Ну, казалось бы, что тут непонятного? - знание о славянах, да и всё. Но области этого знания очень велики, так что можно быть специалистом в одной только и считаться славистом лишь формально. :unknown: Историк, занимющийся вопросами петровских реформ в России - он славист? Славянскую историю изучает, но слишком узко специализируется, не касается общеславянских тем. Стало быть, славистика должна изучать нечто общее для славян. Пётр - это наше, к чехам, например, никакого отношения не имеет.

Славяноведение - это целый комплекс научных дисциплин о языках, литературах, фольклоре, истории, материальной и духовной культуре славянских народов. Значит, среди славистов должны быть лингвисты, литературоведы, фольклористы и историки. Но такое определение славяноведения чаще можно встретить в лингвистических словарях и редко в исторических, литературных и т. д., если вообще можно встретить. Представители других наук, которые, согласно определению должны заниматься славяноведением, проявляют меньше активности по отношению к этой науке.
И чем же это объясняется?


Вернуться в «Читальный зал Славянского языкознания»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость