В общих словах
Нельзя сказать, что данная идея неожиданная, так как с 2006 года
ее активно лоббирует Минтранс. Последние несколько лет обсуждение
этой непопулярной меры велось активно, и результат не заставил себя
ждать. Сначала возможность введения платы с грузовых машин была
закреплена Законом № 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года, который содержал
и срок введения платежа —1 января 2013 года. Названная мера в обо-
значенное время не вступила, а посему постановлением правительства
РФ срок вступления в силу «двенадцатитонного оброка» был отодви-
нут на ноябрь 2014 года, но не был реализован. Сегодня уже май 2015
года, и ориентировочный срок вступления нового сбора в силу отложен
до ноября. Все дело в том, что реализация положений закона возложена
на некую подрядную организацию — частную компанию, которая будет
выявляться на конкурсной основе.
Концепцию платного проезда разрабатывал Минтранс, начиная
с 2006 года.
Авторы положений и параграфов официальных документов
убеждали общественность, что предполагаемые платежи не отразятся
на стоимости товара и увеличат себестоимость перевозки максимум
на 3%. Предполагалось упорядочить и другие денежные взимания —
акцизы на бензин и транспортный налог. Было заявлено, что налог будет
постепенно отменен. В связи с этой еще не наступившей отменой
акцизы были единовременно увеличены с 2011 года, невзирая на их ста-
бильный рост. Но отмена транспортного налога так и не состоялась, хотя
в цену за топливо его аналог включили. Соответственно, вопреки расче-
там Минтранса, названный сбор в размере 3,5 рублей за каждый кило-
метр составит вовсе не 3%, а все 10% от средней ставки перевозки. А это
уже очень ощутимая величина, способная повысить стоимость товаров.
Средства, полученные от перевозчиков в качестве платы за проезд
тяжелых автомобилей, будут направлены на развитие дорожной инфра-
структуры. Такая благая цель объявлена народу всеми участниками раз-
работки положений обсуждаемого законодательства. Уже подсчитана
ожидаемая сумма — 160 млрд. руб. за год. Деньги значительные, и если
они все будут направлены на развитие дорожной сети — будет просто
замечательно!
Алгоритм взимания платы за проезд
Система оплаты проезда по федеральной трассе будет полностью
автоматизирована. В кабине каждого большегруза бесплатно установят
прибор с датчиком GPS/ГЛОНАСС. Прибор позволит точно отследить
путь автомобиля. Росавтодор рассчитывает установить 2 млн. таких
датчиков. Владелец транспортного средства должен будет официально
зарегистрироваться в системе. Для него откроется счёт, на который
он зачислит деньги. В центр обработки данных через сотовую связь
будет поступать информация о движении автомобиля. По мере движе-
ния грузовика деньги спишутся со счета автоматически. Федеральные
трассы будут оборудованы сканерами для контроля наличия датчиков
в автомобиле и средств на счете перевозчика. «Уклонисты» будут беспо-
щадно оштрафованы. Размер административного штрафа за отсутствие
датчика более чем солиден и может достигать миллиона рублей.
Вся эта стройная система будет работать в условиях государственно-
частного партнерства. Предполагается поручить ее внедрение частной
компании, выигравшей официальный конкурс. Именно эта компания
будет устанавливать приборы и контролировать весь процесс. Ежегод-
ная оплата государством услуг компании составит 11 млрд. руб. Согла-
шение будет действовать до 2025 года.
Сторонников, как и противников, у данной идеи хватает. Последние
сомневаются, что деньги перевозчиков попадут в нужные руки, объясняя
это привлечением к управлению структурой негосударственных ком-
паний. А потому и уклонение от оплаты проезда уже сейчас не кажется
потенциальным плательщикам большим грехом. К тому же грузовиков-
двенадцатитонников гораздо больше, чем 2 миллиона, и бесплатных
датчиков на всех может не хватить.
Лидер межрегионального профсоюза водителей А. Котов выразил
уверенность в том, что способ обойти правила найдется. Он припом-
нил цинковые ведра, которыми изобретательные водители накрывали
GPS-антенны в 90-е годы, делая их незаметными для спутникового сле-
жения. Котов считает, что работоспособная система взимания платежей
не может быть создана в указанные сроки. К тому же эта система непро-
зрачна и вызывает у перевозчиков обоснованные сомнения в целевом
использовании их денег.
Критики видят в этой идее еще один недостаток.
В случае уплаты
транспортного налога все примерно ясно: автовладелец платит деньги
непосредственно государству. Здесь же ситуация иная: участником всей
этой схемы выступает негосударственная компания, которая и будет
осуществлять контроль и списание денежных средств со счетов авто-
мобилистов. В связи с этим у перевозчиков и автомобилистов в целом
возникает вполне обоснованное требование: иметь возможность отсле-
живать использование уплаченных ими денежных средств, а в ряде слу-
чаев иметь возможность оказать непосредственное влияние на перво-
степенность строительства или ремонта того или иного дорожного
объекта.
Однако есть и оптимистичные мнения. Например, глава Росавтодора
Р. Старовойт считает, что платный транзит поможет созданию здоровой
конкуренции среди операторов грузовых перевозок и поднимет ответ-
ственность бизнеса за результаты своей деятельности. М. Брячак, зам-
пред комитета Госдумы по транспорту, уверен, что собранные деньги
помогут привести в порядок наиболее поврежденные участки феде-
ральных трасс.
Нам тоже хочется вступить в ряды оптимистов и быть уверенными,
что новый сбор, который вне всякого сомнения ляжет не только на плечи
перевозчиков, но и на кошельки пользователей их услуг, пойдет на улуч-
шение дорожной обстановки в стране. А не станет вторым транспорт-
ным налогом, средства от уплаты которого регионы чаще всего расхо-
дуют на социальную сферу, а не по прямому назначению — на дороги.
Также мы смеем надеяться, что «дорожный сбор» наконец-таки уже
отменит транспортный налог, и автомобилисты не будут совершенно
несправедливо переплачивать за топливо, в стоимость которого
с 2011 года включен акциз, в свое время вводившийся как заменитель
транспортного налога.
Сергей УХОВ,
по материалам портала europerevozki.com
источник:
http://16.gts-mag.ru/data/0005/5907.pdfСмотрите страницы 32 и 33.