Дети Сварога

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Re: Дети Сварога

Сообщение Рус » 15 сен 2008, 23:36

Никакого оффтопа нет. Сравнения действительно важны, но также не менее важна цель, то есть сравнили, а что дальше. Прошу меня извинить, если выразился не точно в предыдущем посте - для меня уже давно очевидно, что мифологии разных (разных ли?) народов тесно связаны или даже являются одним и тем же мифом, только рассказанным с другими именами.
Думаю вам будет интересно, что я нашёл в книге Дэвида Рола "Генезис цивилизации. Откуда мы произошли...". Он рассматривает Египет. На страницах 382-383 идёт описание бога Птаха.

Из книги "Генезис цивилизации" писал(а):"В мемфисской богословской доктрине Птах - бог, занимающий Возвышенный Трон; он является персонификацией первичных вод Нун, богом, почитавшимся отцом (и одновременно матерью) Атума, бога солнца.

    Птах. пребывающий на Возвышенном Троне (сет верет);
    Птах-Нун, отец, [породивший] Атума;
    Птах-Нунет, матерь, родившая Атума;
    Птах Великий, сердце и язык Эннеад;
    [Птах] - породивший богов.

Птах считался Татджетен (египетск. "Возвышенная земля") - первозданным холмом, поднявшимся из вод Нун (обычно переводится как "воды хаоса"). В своей антропоморфной ипостаси Птах - величайший художник, творец человека. Если же надеть "шумерские очки", то мы, на мой взгляд, за всей этой египтизированной экзотикой непременно увидим отражение шумерской мифологии.....
......
    Птах, великий египетский бог-творец, может быть отождествлён с шумерским богом-творцом Энки......"


И далее на той же странице:

Из книги "Генезис цивилизации" писал(а):"А теперь, давайте обратимся к египетскому мифу о сотворении Атума, где впервые появляется бог солнца:

    "Я - Атум, пока я был одинок в Нун. Я - Ра, появляющийся впервые,
    только начав править своим творением....
    Я - великий бог, сам себя к бытию воззвавший."
    Кто же он, тот великий бог, сам себя к бытию воззваший? Он - вода, он - Нун, отец всех [прочих] богов"

Итак, Атум - это и Нун, отец, от которого произошли все прочие боги. Таким образом мы видим два воплощения Нун в египетской мифологии - мемфисский Птах и гелиопольский Атум."


На какое размышление наводят эти цитаты?. Если рассматривать приведённые выше цитаты, то получается, что Птах - это Рамха, а Атум это Род. Вторая цитата прямо указывает на то что Атум - это Род, то там идёт описание именно рождения Рода, но ничего не говорится о Рамхе. Вот такое сравнение.... ;)

Аватара пользователя
alraun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 09:35

Re: Дети Сварога

Сообщение alraun » 16 сен 2008, 09:29

Да, действительно сходство есть
И если продолжить цепочку, отожествляя ее с христианством, можно предположить, что
Птах - единый бог
Птах-нунет - богородица
Атум - Иисус

Анна
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 сен 2008, 21:11

Re: Дети Сварога

Сообщение Анна » 29 сен 2008, 19:44

Если не в тему, прошу не ругать, а перенести в соответсвующую тему. Вот такое объяснение сказки, мне поведал один человек.

БАБА ЯГА.

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, ила ее и думала, как бы вовсе извести. Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:
— Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
(Здесь, намёк на сотворение материи жизни. Игла Кощеева, как человеческая ось, стержень. Нить, - Сурьевая нить, которая соединяет человека со всеми мирами и может быть отсечена смертью у негодяев, негодных к дальнейшему развитию).
А тетка эта была баба-яга костяная нога. Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.
— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
Та ее и научает:
— Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчи-ны дай.
Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет. (Баба-Яга – ипостась женского начала. Яга – Я, Га (дорога, нога, телега) путь движение. Здесь, выступает в роли Ярги, что движется в костяке (кости и тяги)).
— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, родимая!
- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись покуда ткать. Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:
— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать. (Баня – символ чистоты)
Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, ( Одна из операций над водой. Носить воду решетом, значит структурировать её при этом закладывая в неё нужную информацию) — и дала ей платочек. (Плато точек, носили на голове. На нём часто изображали то, что доступно в данный момент человеку. По платку, можно было определить уровень развития женщины).
Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:
— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?
— Тку, тетушка, тку, милая!
Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает: (Не сметаны, а именно ветчину. Ветчина – ветрочин, чинное дыхание. Кот, это ток, который пробуждается в человеке при запуске самохода. Самоход – данная от рождения программа каждому ребёнку. Ребёнок дышит и двигается правильно. Предки знали, как сохранить и развить эту программу).
— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?
— Вот тебе гребешок и полотенце,— говорит кот,— возьми их и убежи; (Гребень, гребец – движение сходное с самоходом, его основа. Полотенце – половина тела, которые должны находиться в согласии) за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, (имеется ввиду центральное ухо, по простому чутьё, способное присушиваться к своей земле – телу, как движется в нём Ярга) брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; (данный пункт хорошо понятен тем, кто работает с самоходом. Когда прекращаешь двигаться, то ощущаешь движение энергетического потока внутри) если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес, сквозь, него она уже не проберется! (Если бросить и основу самохода, то Ярга останавливается).
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, ( собаки – союзные бока. Они находятся в ладу, если человек свой «крыж» - равнозначный крест, делящий человека на перед, зад, лево, право, вращает Ха движением, т.е, переводит в другую плоскость) и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она под-лила им под пяточки маслица, (Ворота – Рта, высший закон порядка мироздания или закон крови. Через него, постигается истинное Я, само лицо – маслице. Пята – опора сердцевины, стержня человека) и они ее пропустили; березка хотела ей глаза выстегать ( Берёза – берём рез за ребро. Под ребром – потребности, за ребром, - сердцевина. Глаза – Главный лаз к Азу – началу начал существа) — она ее ленточкой перевязала, (Ленточка – ленная точка. Фазы между вдохом и выдохом. Две точки тренинга, с помощью которых, можно проникнуть в царские покои, где властвует один господин – сердце) и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга; подошла к окну и спрашивает:
— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?
— Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал, девочке глаза.
— Я тебе сколько служу,— говорит кот,— ты мне, косточки не дала, а она мне ветчинки дала.
Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:
— Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила.
Березка говорит:
— Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала.
Работница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила. (Для дураков, повторяется всё трижды).
Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. (По земле не ходит в ступе летает. Ступа – снова символ тела. Толчком погоняет – двигается за счёт нахождения внутренних опор. Помело – мел, белизна. Заметает стяжки, приобщающие человека, к белому свету). Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка при¬клонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась—не могла прогрызть и воротилась назад.
А дед уже приехал домой и спрашивает:
— Где же моя дочка?
— Она пошла к тетушке,— говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.
— Где ты была? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — говорит она.— Так и так—меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.
— Как же ты ушла, дочка?
— Так и так, — рассказывает девочка.
Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелил ее, (в слове расстрелил, буква «и» не случайна, - Ра стрелы лил. По простому, - вразумил, наставил на путь света) а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало. ( Ты сказку читал, по устам твоим, мёд мудрости тёк, а усвоить её не смог, ибо немой ты, и глух к слову Русскому).

Аватара пользователя
alraun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 09:35

Re: Дети Сварога

Сообщение alraun » 06 ноя 2008, 11:03

— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать. (Баня – символ чистоты)

Баня не только символ чистоты - на самом деле все несколько сложнее.Она также и пристанище банника, но здесь я думаю, она выступает в роли очищения от "грязи" душевной, для того чтобы принять знания Яги (а я убеждена что пользы она доставляет путникам больше, чем вреда, не зря же она является проводником из мира живых в мир мертвых. И кстати все эти путники не могут переступить порог ее избушки сами, и "Повернись избушка к лесу(царству мертвых) задом, ко мне передом" ни что иное, как заклинание. Сами посудите, неужели ему/ей лень обойти избушку самому?)
С вашей точкой зрения, что Яга хочет сьесть его/ее я не согласна. Зачем в печке готовить? Если она такая суровая что не ела их "сырыми" ?Сажание на лопате в печь - тоже символично - и СОВСЕМ это не процесс приготовления ужина! Думаю многим известен обряд "допекания" младенцев - то есть недоношеных слабых детей на лопате 3 раза засовывали печь - символизирующую женское лоно - считалось,что таким образом ребенок "доходит", набирается сил. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна.
(По земле не ходит в ступе летает. Ступа – снова символ тела. Толчком погоняет – двигается за счёт нахождения внутренних опор. Помело – мел, белизна. Заметает стяжки, приобщающие человека, к белому свету).

Археологами были найдены деревянные короба - эдакие ступы, а в них лежали останки людей. И было выдвинуто предположение, что древние хоронили людей в этих коробах. Мне кажется, что ступа, как и костяная нога была символом мертвого царства, Баба Яга наполовину была "жителем" мертвой страны.

Аватара пользователя
Рус
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 23:13
Город: Мытищи
Пол: Мужской
Профессия: инженер и не только
Откуда: Из России Матушки

Re: Дети Сварога

Сообщение Рус » 06 ноя 2008, 12:06

alraun писал(а): Думаю многим известен обряд "допекания" младенцев - то есть недоношеных слабых детей на лопате 3 раза засовывали печь - символизирующую женское лоно - считалось,что таким образом ребенок "доходит", набирается сил. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Признаться я не отношусь к этим многим... ;)
Можешь подробнее рассказать об этом обряде и где о нём прочитала, ссылку дать. Очень интересно.
Благодарю

Аватара пользователя
alraun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 09:35

Re: Дети Сварога

Сообщение alraun » 06 ноя 2008, 13:10

Дите несли к ведунье, она клала его на большую лопату и 3 раза приговаривая заклинание засововала в печь. Считалось что огонь очищает от всех хворей. Конечно, ребенка не совали в горячую печь, она была достаточно охлаждена
Впринципе статей в интернете на эту тему довольно много, вот 2 из них, которые мне наиболее нравятся.
http://republic.cap.ru/2001_45-46/72.HTM
а вот здесь тоже упоминается, да и вобще статья очень интересная( про допекание в самом конце)
http://news.students.ru/2008/06/11/vsesilnaja_magija_babyjagi.html
:)

Всесильная магия Бабы-Яги
Вдумчивый анализ знакомых с детства сказок позволяет иначе взглянуть на «плохих» персонажей и даже отчасти переквалифицировать их в положительные герои

Изображение
На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архиваБиблиотеки Конгресса США

Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? За право называться ее прародиной решительно высказывался русский Север. В то же время не раз выдвигались версии об иностранном происхождении лесной ведьмы. Ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством — знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, жрицей леса. В 1990-х годах экстрасенсы дружно увидели в ней «сущность низшего астрала». А историки литературы предлагали «не копать слишком глубоко», оставляя за злой колдуньей роль антагониста герою сказки: Баба-Яга мешает ему выполнить задачу и тем самым способствует развитию сюжета.

С последним мнением согласиться уж никак нельзя. Во-первых, нет таких персонажей в отражающих древние ритуальные действия народных сказках, которые бы несли на себе исключительно литературную нагрузку. Манера поведения, слова и поступки героев и антигероев вращаются вокруг единого стержня, имя которому — обряды языческой религии. Во-вторых, Баба-Яга скорее помогает, чем мешает главному герою, наделяя его волшебными предметами и животными, такими как меч или конь.

Тогда, возможно, правы те, кто признает Ягу добрым божеством славянского пантеона? В какой-то степени, да. Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у эпических богов древности) и свои секреты. И эти секреты хорошо известны главному герою. Он без колебаний открывает дверь в избушку лесной колдуньи, с порога упрекает хозяйку в недостатке гостеприимства, рассказывает ей, «с чем пожаловал», и мгновенно заручается ее магической поддержкой.

Иное дело, если вместо Ивана-царевича в гости к Бабе-Яге попадают дети, как в сказках «Гуси-лебеди» и «Терёшечка». Они не произносят сакральных слов, не просят волшебные предметы, лишь пугаются, видя жаркую печь, которую истопила ведьма, чтобы их изжарить и съесть. Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест), что могло произойти в период утверждения христианства.

Изображение
Иллюстрация «Баба-Яга» кисти Ивана Яковлевича Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Отрицательная ипостась Баба-Яги легла в основу еще одной теории, согласно которой прототипом этого сказочного персонажа были предводительницы враждебных славянам племен. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать как «ура!» или «ага». Еще один сравнительно недавно обнаруженный раритет — «Велесова книга» (чья подлинность не доказана!), повествует о племени ягов, возглавляемых шаманами и шаманками (бабами ягов) и воевавших с русскими.

С точки зрения эмоций возникновение теорий об иноземном, «нерусском» происхождении ведьмы понятно: в славянских сказках Баба-Яга — отрицательный персонаж, следовательно, ее прототипом послужил исконный враг. Но подвести к этим теориям научную базу удается далеко не всегда. К тому же, как мы уже выяснили, лесная колдунья не всегда настроена против главного героя. И, кроме того, остается непонятным, отчего это предводительницы или шаманки враждебных племен лишились своего войска, но при этом избежали смерти или плена, мирно поселились в избушках и добровольно помогают Иванам?

Впрочем, мы не станем спорить ни с теорией об амазонках, ни с версией о ягах-шаманках. В этом нет смысла, потому что при ближайшем рассмотрении Баба-Яга теряет свои человеческие (славянские ли, иноземные ли) характеристики и превращается… в существо, принадлежащее тому, а не этому свету, — в мертвеца. Вот доказательства.

Изображение
По словам Б. А. Рыбакова, «правильно мысль о [погребальных] "столбах" выразил художник Н. К. Рерих в своей картине "Изба смерти", где небольшая избушка стоит на четырех лапах; это навеяно сказочным образом зловещей "избушки на курьих ножках" Бабы-Яги, богини смерти»

Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»

Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Вот незваный гость входит в деревянный сруб и видит, что «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Немного странно — разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.

Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» — ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).

Баба-Яга встречает гостя не слишком дружелюбно, но все же сразу приступает к делу: «С чем пожаловал?» А Иван почему-то не торопится. Он вдруг требует накормить и напоить его, истопить баню, уложить спать. К чему бы это? Дело в том, что таким образом герой иносказательно сообщает Бабе-Яге: «мне тебя нечего бояться». Живые люди не должны пробовать пищу в царстве мертвых, иначе они навсегда останутся в потустороннем мире (этот запрет хорошо отражен в дошедших до нас древнегреческих мифах). Но Иван, видимо, владеет магическими знаниями, позволяющими ему безбоязненно съесть то, что предложит Яга. После этого лесная колдунья, живущая на границе царства мертвых и царства живых, уже беспрекословно помогает собрату-магу. Иногда, впрочем, только до поры до времени.

Изображение
В традиционной культуре славян дуб — самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало, кроме того, это любимое дерево громовержца Перуна. Особая роль дуба в мифологии древних славян была подчеркнута Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Фото: DOI/USBR

Наибольший протест у нее может вызывать похищение героем единственной дочери (пусть и с согласия последней). В этом случае Баба-Яга-Костяная Нога пускается в погоню на коне или на ступе. Что это за предмет? Кроме уже упомянутых нами захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу? Ответ на него таков: герой обращается за помощью к магии, которой — согласно языческим верованиям — обладали все или некоторые умершие, в том числе и Баба-Яга. Ее избушка-гроб, расположенная на границе двух миров, это ворота в царство мертвых, где есть множество волшебных предметов: живая вода, молодильные яблоки, возвращающие силы и здоровье, могучий конь, меч, делающий его обладателя непобедимым. Стоит добыть их, чтобы вернуть к жизни невесту или брата, отвоевать царство, сокрушить всех врагов.

Изображение
Новые сюжеты, связанные с Бабой-Ягой, возникали и в XX веке. Лесная ведьма успешно перекочевала из архаичных сказок в мультфильмы

А как же быть с нашей первоначальной версией о том, что Яга — ведунья и знахарка, лечащая детей? Можно предположить, что с началом христианизации, когда языческие культы пришли в упадок и древние ритуалы у срубов на «курьих ножках» перестали выполняться, в одном из них (или около него) поселилась женщина. Она собирала травы, приручала животных или птиц, возможно (но необязательно), совершала магические обряды, пыталась общаться с потусторонним миром. Именно к ней стали носить нездоровых детей для совершения обряда перепекания, прибегали за помощью в случаях несчастья, просили погадать. Не случайно в более поздних сказках о Бабе-Яге исчезают костяная нога и ступа, зато появляются животные-помощники: кот, волк, гуси-лебеди или ворон. Сама Яга больше не лежит на печи, уткнувшись носом в потолок, а сидит на лавке и прядет кудель. В этих сказках она не одаривает героев мечом или конем, но часто угрожает их «изжарить и съесть».

Существуют сказки, в которых «знахарская» и «потусторонняя» сущность Бабы-Яги переплетаются. Что не удивительно для мифов, зародившихся в эпоху бронзового века, тысячелетия просуществовавших в устном изложении и пересказанных сотнями и сотнями разных рассказчиков. Но даже сегодня сквозь наслоения веков в сказках четко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям.

Светлана Смирнова, 06.06.2007


Мельницы-столбовки
/11.10.2007/ - Хозяйственные постройки

Завершение цикла сельскохозяйственных работ нуждалось в целом ряде построек: гумна, овины и риги нужны были для сушки и обработки снопов; амбары, или житницы,— для его хранения; ветряные и водяные мельницы — для получения муки, круп и растительных масел. Помимо этого, в комплекс усадебных построек входили бани, кузницы, колодцы, ограды и др. И при строительстве хозяйственных построек функциональная целесообразность и изобретательность непременно сочетались с художественной выразительностью.
Важным компонентом крестьянской и городской усадеб был а м б а р, в котором хранились запасы зерна, а нередко одежда и продукты. Поэтому для сбережения от огня их располагали в стороне от жилья, но на виду. Зачастую они группировались вблизи мельниц.
Велико конструктивное разнообразие в устройстве амбаров. Хранившееся зерно необходимо было проветривать снизу и оберегать от грызунов. Для этого клеть амбара, покрытую на один или два ската, устанавливали на опоры, которыми иногда служили высокие (до 4 м) пни (рис. 1.21, а). Большое распространение получили амбары на четырех столбах с грибовидной подрезкой, не позволявшей подниматься по ним грызунам (рис. 1.21, б). Сооружались амбары и на невысоких срубах, рубленных «в реж». В селениях по р. Мезени амбары ставились на рубленые вдоль берега (для защиты от оползней) подпорные стенки, образуя с ними единое конструктивное и композиционное целое (рис. 1.21, в).
Дальнейшее усложнение формы амбаров выразилось в устройстве навеса и предмостья на лицевой стороне; то и другое делалось на выпусках бревен из сруба амбара (рис. 1.21, г). Еще позднее навесы получили опоры в виде стоек (рис. 1.21, д).

Изображение
1.21
Типы амбаров:
а - на пне; б - на столбах; в - на подпорной стенке; г - с навесом и предмостьем;
д - с галереей.


Охлупни, «потоки», консоли, стойки и ограждения украшались резьбой. Все это выдвинуло амбары на одно из первых мест среди построек крестьянской усадьбы.
Возводились амбары и в два этажа — для экономии площади усадьбы и в затопляемых местах. На первом этаже хранились лодки, сани, утварь, а второй отводился под зерно (рис. 1.22).
Мельница — ветряная и водяная — одно из древнейших творений народной строительной и инженерной мысли. Письменные и графические источники XVII—XVIII вв. свидетельствуют об их широком распространении в средней полосе и на Севере. Нередко крупные села были окружены кольцом в 20—30 ветряных мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Ветряные мельницы за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер — это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей.
Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки»

Изображение
Мельницы столбовки:
а - на столбах; б - на клети; в - на раме.


и «шатровки ». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства.
В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы (рис. 1.23, а), либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж» (рис. 1.23, б и 1.24), либо рама (рис. 1.23, в).
Принцип мельниц-шатровок был иной

Изображение
Мельницы шатровки:
а - на усечённом восьмирике; б - на прямом восьмерике; в - восьмерик на амбаре.


— нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни (четвериковые, шестериковые и восьмериковые — рис. 1.25 и 1.26).
Все типы и варианты мельниц поражают точным конструктивным расчетом и логикой врубок, выдерживавших ветры большой силы. Народные зодчие уделяли также внимание внешнему облику этих единственных вертикальных хозяйственных сооружений, силуэт которых играл немалую роль в ансамбле селений. Это выражалось и в совершенстве пропорций, и в изяществе плотницких работ, и в резьбе на столбах и балконах.
Особое место в деревянном строительстве занимало мостостроение, требовавшее высокого мастерства. Уже в Киевской Руси имелись квалифицированные плотники —«мостовики». Сложные конструктивные задачи решались ими при возведении мостов: их опоры должны были выдерживать и нагрузку от проезжей части, и напор воды, особенно в период весеннего половодья. На нешироких реках для перекрытия пролета использовались выносные консоли береговых устоев (рис. 1.27, а).

Изображение

На более широких реках на дно устанавливались промежуточные рубленые устои — ряжи (мостовые «городни»). В ряжах устраивались ледорезы, а для предотвращения всплытия моста в половодье ряжи пригружались к дну валунами. Так устроены два сохранившихся рубленых моста через р. Кену (Плесецкий район Архангельской обл.) длиной 92 и 126 м у деревень Лёшево и Федоровской (мост у д. Лёшево срублен в конце XVIII в., мост у д. Федоровской повторен после сноса его половодьем в 1954 г.). Оба моста (рис. 1.27, б и 1.28) имеют по два береговых устоя и три промежуточных, при максимальном пролете между ряжа-ми 17 м. В верхних частях устоев-ряжей сделаны консольные уширения, воспринимающие нагрузку от пролетного строения. Такая же конструкция характерна и для древних деревянных мостов. Так, «Великий мост» через Волхов, соединявший Софийскую и Торговую стороны Новгорода (известный по летописям с 1133 г.), имел 29 ряжей—«городен».

Аватара пользователя
Хельга
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 15 авг 2009, 23:06

Re: Дети Сварога

Сообщение Хельга » 04 янв 2010, 06:46

Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу? Ответ на него таков: герой обращается за помощью к магии, которой — согласно языческим верованиям — обладали все или некоторые умершие, в том числе и Баба-Яга. Ее избушка-гроб, расположенная на границе двух миров, это ворота в царство мертвых, где есть множество волшебных предметов: живая вода, молодильные яблоки, возвращающие силы и здоровье, могучий конь, меч, делающий его обладателя непобедимым. Стоит добыть их, чтобы вернуть к жизни невесту или брата, отвоевать царство, сокрушить всех врагов.


Вспомнились рассказы о посвящениях в тайные науки, которые проходят на гране жизни и смерти ученика. Может такой обряд зашифрован в сказаниях о бабе Яге?

Деванагари
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 16 апр 2010, 05:28
Город: Сибирь

Re: Дети Сварога

Сообщение Деванагари » 20 окт 2010, 08:47

Рус, огроменная благодарность за книгу Дети Сварога

Mr.Anonymous
Сообщения: 1205
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 18:11

Re: Дети Сварога

Сообщение Mr.Anonymous » 20 окт 2010, 13:41

alraun писал(а):Всесильная магия Бабы-Яги
Хм. А я почему-то всегда считал, что эта вот "яга", это ЯХВЕ, ну, ягу-yahoo, и прочие яхуди. И нога костяная в тему, помните как Иаков повредил свою ногу, когда становился Богоборцем? ;)

Избирательные у нас какие езычнеги, надаже...


Вернуться в «Изба-читальня»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron